Похороны татар
Татары – второй по численности народ Российской Федерации (5,3 млн. человек) после русских, широко расселенный по территории всей страны от Восточно-Европейской долины до Дальнего Востока. Татары составляют более половины населения Республики Татарстан и более четверти населения Республики Башкортостан, а также проживают большими группами в Челябинской, Оренбургской, Ульяновской, Московской областях и Москве. Большинство современных татар – мусульмане-сунниты, придерживающиеся ханафитского мазхаба, есть незначительная община православных христиан (преимущественно кряшены и нагайбаки) и атеисты.
Татарский этнос делится на несколько небольших и три крупные группы: волго-уральскую, астраханскую и сибирскую. Формирование этих субэтносов началось еще в VI веке, однако определяющим периодом в истории этногенеза татарских групп стало их объединение в рамках Золотой Орды в XIII-XVвв. В эти столетия произошло становление татарской культуры и этнополитической идеологии, активно развивался старотатарский язык, были утверждены нормы литературного языка. В процессе распада монгольской империи возникли отдельные татарские ханства, в которых эти народообразующие процессы получили свое завершение.
Вопреки распространенному заблуждению крымские татары не являются субэтнической группой татар, а отдельным народом. Это название осталось в русском языке еще с тех пор, когда татарами называли почти любой тюркский народ, проживающий на территории Российской империи.
Специфика татарской погребальной обрядности
Формирование татарского этноса происходило в тесном взаимодействии с другими народами: гуннами, поволжскими булгарами, кипчаками, ногайцами и пр. Их предки активно передвигались по обширным территориям и смешивались как с тюркскими, так и нетюркскими племенами. Все это привело к возникновению богатой и многообразной культуры со своими обычаями и верованиями. И хотя ислам среди татар начал распространяться относительно рано, – в X веке – ему не удалось полностью вытеснить традиционные порядки. Они были приведены в соответствие с мусульманскими канонами, но в течение многих столетий сосуществовали с ними и в некоторых регионах сохраняются до сих пор. Особенно устойчивой оказалась сфера погребально-поминальной обрядности.
Регламент похоронного обряда у татар-мусульман подчинен правилам шариата и состоит из традиционных для исламских народов этапов. Прежде чем приступать к погребению, покойника необходимо обмыть, обернуть в специальное похоронное одеяние, - саван, - и прочитать над его телом исламскую погребальную молитву – намаз аль джаназа. В могильной яме выкапывают боковую нишу по направлению к кибле, укрепив ее кирпичной кладкой или деревянными подпорками. Уложив покойника в нишу, ее закладывают необработанным кирпичом или досками, а затем заполняют могилу землей под чтение соответствующих случаю молитв и сур из Корана. Хоронить татарина-мусульманина в гробу не принято.
Небольшое различие с общепринятым ритуалом заключается в трупоположении: многие татары хоронят умершего не лежащим на спине или правом боку и головой, обращенной в сторону Мекки, а в сидячем положении. По татарским поверьям, таким образом правоверный сможет в приличном виде предстать перед Азраилом, ангелом смерти, чтобы ответить за совершенные прегрешения и праведные поступки.
Некоторые доисламские реликты в татарской мифологии
Доисламский обрядовый пласт особенно ярко прослеживается в суевериях и поверьях, связанных с похоронами и соприкосновением с царством смерти. Считается, например, что в течение 40 дней после смерти человеческая душа может вернуться домой в виде птицы или бабочки. Чтобы она не заблудилась по дороге, в некоторых поселениях до сих пор на ночь оставляют свет или открывают ворота со двора.
Возвращение души покойника может и неблагоприятным, особенно если по нему сильно тоскуют: в таком случае в дом может проникнуть злой дух – җен. Вероятно, җен является происходит от арабских джиннов, невидимых духов, которые нередко (но не всегда) прислуживают шайтану и стремятся нанести серьезных вред правоверным. Җен любят заманивать людей в глушь, уводя с натоптанного пути, а просочившись в дом с новорожденным, пытаются украсть младенца из колыбели или подменить его. Если такой дух, притворившись умершим, поселился у него дома, то его родственники начинают чахнуть и вскоре умирают.
Чтобы защититься от җен, в некоторых традициях принято запутывать следы по дороге на кладбище и обратно: вынеся носилки с покойником за пределы поселения, его поворачивают по часовой стрелке, а возвращаясь домой, стараются не оглядываться. Если дух уже поселился в жилище умершего, нужно пригласить муллу. В течение 7 дней он должен читать суру Ясин – не в состоянии вынести священную молитву, җен сам убегает из дома.
Последние часы
Подготовка к похоронам начинается задолго до смерти мусульманина. Во многих регионах задача эта возлагается на женщину: уже к зрелому возрасту она должна запастись достаточным количеством ткани для погребального одеяния для себя и мужа – от 20 до 30 метров полотна. Цвет и качество ткани строго регламентированы: для самого савана берут белую хлопчатобумажную ткань, для верхнего покрывала и предметов омовения допустимо использовать зеленую или синюю. Шитье савана в местах, где все еще сильны народные обычаи, производится левой рукой, на нитках не делается узелков, ткань разрывается руками. Для каждого нового этапа изготовления берут новые иголки и нитки, которые после окончания работы нужно сжечь – ими можно привлечь в дом беду и навести порчу.
Когда татарин находится на смертном одре, к нему домой приглашают муллу, который читает на нем отходную суру «Ясин» или «Ар-Рад». Оставлять умирающего ни в коем случае нельзя – облегчить его страдания в эти последние моменты и позволить ему уйти в окружении близких – обязанность каждого мусульманина. По исламским поверьям, на грани смерти человек мучается ужасающей жаждой, и поэтому ему нужно регулярно смачивать губы.
Предпохоронные ритуалы
После того, как человек испустил дух, его укладывают на специальную скамью, а на грудь кладут металлический предмет – ножницы или гвоздь. По древним, еще доисламским, поверьям, злые духи боятся железа и не смогут завладеть душой умершего, если он защищен острым предметом из этого металла. Сверху тело покрывают белым полотном, а лицо закрывают специальным полотенцем.
По народным традициям, к омовению следует приступать только после того, как работы над могильной ямы были завершены. Этот ритуал соответствует принятым в исламе канонам: умершего омывают мужчины, покойницу – женщины. Сверху куском ткани мужчине закрывают половые органы, а женщину накрывают большой белой простыней. Омовение у татар совершают трое: собственно, один обмывальщик и двое помощников, которые вращают тело и поливают его водой. Ведра с водой для омовения нельзя ставить на пол – под них обязательно нужно подстелить специальное полотенце.
После завершения обряда омовения родственники приступают к облачению покойника в похоронное одеяние (кафен по татарской традиции). Мужчину заворачивают в рубаху, сверху одевают фартук для нижней части тела, а сверху надевают чалму. Женщине закрывают волосы платком. Поверх тело обвязывают специальными полосками ткани поверх головы, туловища и ног.
Зачастую в организации похорон участвуют не только ближайшая семья умершего, но и дальняя родня, друзья и соседи. Всем помощникам полагается саадака – добровольная милостыня. Как правило дарят полотенца, носовые платки и мыло, однако нередко участников вознаграждают деньгами.
Татарские похороны
Хоронить мусульманина принято в тот же день или в ближайшие 24 часа. Пока женщины подготавливают все необходимое для омовения и погребального облачения, мужчины отправляются копать могилу - кабр. На сельском кладбище традиционно выбирают место рядом с захоронениями родственников. Могильная яма должна быть ориентирована таким образом, чтобы боковая ниша-ляхд была со стороны, направленной к Мекке. В ту же сторону впоследствии устанавливают и надгробие.
По мусульманским обычаям, женщинам присутствовать на самой церемонии погребения не разрешено. Поэтому, после того как траурная процессия отправляется на кладбище, они приступают к тщательной уборке помещения, стирают постельные принадлежности и одежду умершего.
Перед тем как войти на кладбище, участники процессии должны прочитать подходящие случаи суры из Корана. Уложив тело на помост, над ним совершают погребальный намаз – без него похороны не будут считаться состоявшимися. На специальных полотенцах трое ближайших родственников опускают умершего в могилу и укладывают (сажают) его в ляхд. Нишу заделывают кирпичом, а затем под чтение Корана засыпают могилу землей.
Поминальная обрядность
Поминки совершают в день погребения, а также на 3-й, 7-й, 40-й и 51-й дни со смерти. На церемонии нельзя громко плакать, открыто демонстрировать свою скорбь, – все это может причинить душе умершего муки. Начинают поминки чтением сур Корана и раздачей собравшимся садака.
Пища на поминках должна быть халяльной. На стол подают традиционные угощения, суп с бараниной или говядиной, плов, различную выпечку, ставят блюдца со сладостями и сухофруктами. Сладкие угощения символизируют «сладкую» жизнь покойного на том свете.