Похороны в Индии

Индия – одна из крупнейших и наиболее густонаселенных стран мира. Люди, привлеченные богатой и древней индийской культурой, рано или поздно задаются вопросом – как проходят похороны в Индии.

В современной Индии индуисты составляют около 80% населения (мусульмане составляют около 15%, христиане – около 2,5%), поэтому мы расскажем именно об индуистских обрядах. При этом надо иметь в виду, что различаться у представителей разных религий будет различаться не только обряд, но и стоимость похорон, а значит и траты семьи умершего, ущерб экологии региона.

Формальная процедура

Во всех бывших колониях Британской империи действуют государственные органы, созданные по образу и подобию английских. General Register Office (главное регистрационное бюро, более корректный перевод – бюро записи актов гражданских состояний) – орган, отвечающий за регистрацию браков и разводов, рождений и смертей – присутствует и в Индии.

В 1969 году (то есть, всего лишь полвека назад) индийский закон обязал всех граждан официально регистрировать рождения и смерти. Если человек умирает дома, о его кончине в Бюро должен доложить глава семьи. Если в медицинском учреждении, то докладывать должен медперсонал. Если тело было найдено на улице, то сообщают сотрудники правоохранительных органов. Закон предписывает уведомлять Бюро обо всех обнаруженных гражданами мертвецах в течение 21 дня. За просроченное сообщение полагаются денежные штрафы (для сравнения, в Европе о смерти нужно докладывать в течение 1-3 дней).

После регистрации смерти Бюро выдает родственникам покойного Death Certificate – свидетельство о смерти, в котором указано время и причина смерти. Свидетельство о смерти необходимо для того, чтобы освободить умершего и его семью от трудовых, долговых и иных обязательств, обеспечить передачу прав собственности и иные вопросы, связанные с завещанием, дать семье возможность получить страховку и пособия на похороны.

Обычаи и традиции

Традиционные индуистские похороны подразумевают сожжение покойного (исключения делаются для детей до 2 лет, святых и еще некоторых особых категорий) – это якобы должно помочь душе освободиться от смертной оболочки и обеспечить ей благоприятное перерождение в новом теле. Испокон веков индуисты сжигают своих мертвых на погребальных кострах, используя дерево в качестве топлива. Церемонией руководит представитель касты брахманов, который также может посоветовать добавить к костру те или иные дополнительные ритуальные предметы, которые должны сделать обряд более успешным и повысить шанс того, что в будущей жизни умершему будет сопутствовать удача. Сожжение обычно происходит в течение 24 часов после смерти, все это время покойный должен (желательно) оставаться дома.

На саму церемонию одеваются в белое (черная одежда считается неприемлемой на индуистских похоронах), но при этом специальной одежды не предусмотрено. Под руководством священнослужителя собравшиеся поют гимны и мантры, после чего делают подношения богам. На индуистские похороны допустимо приносить цветы, но не еду. Фрукты приносят на церемонию прощания, которая обычно проводится спустя от 10 до 30 дней после похорон. Тело возлагают на костер в открытом гробу, чтобы все собравшиеся могли его видеть до момента возжигания, однако прикасаться к телу крайне нежелательно (индуисты верят, что это оскверняет прикоснувшегося). Во время похорон также считается неприличным использовать записывающие устройства.

После похорон прах умершего собирается в урну и развеивается. Предпочтительно делать это над рекой Ганг. После этого предполагается, что священнослужитель будет ежемесячно молиться за душу ушедшего, а через год после смерти от семьи покойного ожидается, что они организуют большое празднество.

Экономика и экология

Структура расходов на индуистские похороны хорошо иллюстрируется на следующем примере, который приводят индийские исследователи: одна из респонденток рассказала, что потратила на похороны тещи суммарно около трехсот тысяч (в переводе на рубли), что для их региона – очень большие деньги. Помимо очевидных расходов на топливо для костра и гроб, её семья потратилась на украшения одра воздушными шарами и лентами. Они также наняли музыкантов, а священнослужитель потребовал добавить к одру золотую лестницу, чтобы та помогла умершей попасть на небеса. Далее, в течение 12 дней семья респондентки содержала в своем доме гостей – ближних и дальних родственников, а на тринадцатый день, согласно традиции, был организован пир на 500 человек (который сам по себе стоил около 100 тысяч в пересчете на рубли). Для ежемесячных молитв за душу усопшей священнослужитель также требовал деньги, одежду и различные ритуальные предметы в течение года, а спустя год большое празднество вновь потребовало серьезных расходов.

Принадлежность к среднему классу индийского общества позволила данной респондентке пожертвовать сбережениями, чтобы хотя бы не влезать в долги. Разумеется, представители низших классов (которых абсолютное большинство) зачастую вынуждены прибегать к займам, чтобы обеспечить свои близким обряды самого минимального уровня. Страх прослыть в обществе “невнимательными [к мертвым]” для них сильнее страха попасть в долговую яму.

Похороны приводят к экологической катастрофе

Основной ценообразующий фактор традиционных индуистских огненных похорон – древесное топливо. Сжечь человеческое тело на древесине дотла – чрезвычайно сложно: на взрослого человека весом 70-90 килограмм в зависимости от качества древесины может потребоваться от 350 до 500 килограмм топлива, а если топлива не хватит, то на полусгоревшее тело вскоре набросятся бродячие животные. Поскольку цена килограмма дерева может варьироваться от сотни до многих тысяч (в пересчете на рубли), общая стоимость похорон также будет различаться многократно в зависимости от социального статуса семьи и региона. Электрические и газовые крематории в Индии в настоящее время – это большая редкость: их всего пара десятков, и есть они пока только в крупных городах. Их распространению мешают религиозные соображения: многие традиционные ритуалы просто невозможно исполнить, если сжигать тело в крематории. Например, одна из традиций требует, чтобы на похоронах отца старший сын взял бамбуковую трость и разбил ей череп покойного сразу после поджога. Другая традиция требует, чтобы прах сожженного был собран в урну, а затем развеян, но в электрокрематориях прах разных людей перемешивается.

Разумеется, массовые сожжения (в Индии с её миллиардным населением происходит несколько тысяч огненных похорон в день) губительно сказываются на экологии. Еще губительнее на ней сказываются последствия неудачных сожжений: ежегодно более 100 тысяч не до конца прогоревших тел выбрасываются в реки Индии, отравляя воду. Более того, как не сложно догадаться, отдельной большой проблемой являются массовые вырубки деревьев для топлива: по официальным оценкам, ежегодно в Индии вырубается от 50 до 60 миллионов деревьев для одних только для похоронных костров. Их сожжение приводит к массивным выбросам диоксида и монооксида углерода в атмосферу. Исследователи сообщают, что в некоторых районах Индии запустилась своего рода замкнутая цепная реакция, с годами лишь набирающая силу: массовые сожжения приводят к чудовищным загрязнениям окружающей среды, плохая экология бьет по здоровью жителей района, учащаются хронические заболевания, заболевания ведут к росту числа преждевременных смертей, которые еще сильнее губят экологию. В настоящее время правительственные и негосударственные организации Индии разрабатывают долгосрочные стратегии по исправлению сложившейся ситуации.

2 августа 2019

Возможно, вам будет интересно: