Похороны в вечной мерзлоте

Похороны для нас плотно ассоциируются с погребением в землю. Такой метод имеет и практический, и символический характер. Однако, существуют места, где обеспечить покойнику могилу – непростая задача. Самый очевидный пример – регионы во власти вечной мерзлоты, покрывающей больше половины площади нашей страны.

В таких местах практически невозможно вести сельское хозяйство, тяжело организовать промышленность, трудно строить. Но люди жили, и умирали там много веков, задолго до появления русских колонистов. Как они хоронили своих мертвецов, и как это изменилось после появления там новых людей и современных технологий?

Сложности похорон в мерзлоте

В вечной мерзлоте очень тяжело копать. Даже сейчас в Якутске большая часть городских коммуникаций пролегает по поверхности земли, а дома стоят на сваях. Это чревато серьёзными проблемами: продолжающееся таяние мерзлоты, вызванное глобальным потеплением, приведёт к тому, что фундаменты домов «поплывут». Но пока что этого не случился, и обычная земля, на которой стоят города, от холода имеет твёрдость камня. Выкопать в ней могилу, пригодную для захоронения человека, очень тяжело.

Конечно, есть очевидный вариант – копать неглубоко. Теоретически даже с примитивными инструментами в вечной мерзлоте можно вырыть яму глубиной около полуметра, достаточную, чтобы худо-бедно скрыть тело. Но проблема в том, что «вечность» вечной мерзлоты не абсолютна. Весной и летом верхние слои почвы оттаивают, а зимой замерзают обратно. Из-за этого происходят перепады плотно и влажности, которые приводят к тому, что земля «дышит», и теоретически может выбросить на поверхность похороненное тело, полностью или частично открывая его.

В регионе, служащем домом самому крупному наземному хищнику – белому медведю, а также песцам, росомахам и многие другим подобным животным, это не только неуважительно к покойному, но и опасно для живых. В Сибири и на Дальнем Востоке регулярно можно услышать истории людей, столкнувшихся на кладбище с хищным животным, а рассказы о медведях, посещающих места захоронений, присутствуют в фольклоре коренных народов Крайнего Севера уже давно.

Техническое решение

В принципе, в современном мире эта проблема решается с помощью технологий. Отбойные молотки, или «прогревание» земли на определённом участке позволяют выкопать обычную могилу, ничем не отличающуюся от захоронения в другой части страны. Но все упирается в деньги. Похороны – это не самая дешёвая процедура даже в средней полосе, где рабочим не нужно копать могилу по 20-30 часов.

Впрочем, многие люди просто делают неглубокие могилы. Их популярность особенно возросла под влиянием христианства – православная церковь не одобряет любые способы захоронения, кроме «земляного». В конце концов, это тоже метод: тела лежат в гробах, а зверей стало гораздо меньше, чем раньше. Да и опасность от того, что они подойдут к поселению, уже не столь велика. Основная беда того, что на кладбище повадился приходить хищник, состояла не в нападении на людей, а в том, что, привыкнув подкармливаться рядом со стоянкой, животное могло начать нападать на скот. В условиях традиционного оленеводства это угрожало всему поселению, но понятно, что сейчас проблема стоит не столь остро.

Однако, для тех, кто не хочет, или не может, хоронить своих близких в вечной мерзлоте, существуют традиционные похоронные практики народов Крайнего Севера, к которым их подталкивают как жизненные обстоятельства, так и верность собственным обычаям.

Чукотские похороны

Наименее экзотичный способ захоронения, представленный, к примеру, у коряков или чукчей – кремация. При этом у чукчей важным атрибутом похорон считалось обряжение покойного в одежду, сшитую из шкур его собственных оленей. Отказ многих коренных народов Севера от кочевой жизни скотоводов привёл к тому, что большинство чукчей потеряли эту традицию. Кроме того, как и многие коренные народы, чукчи хоронят мёртвых с большим количеством его вещей, которые могут понадобиться в новой жизни. Раньше это были инструменты, украшения или оружие, но сейчас покойника могут похоронить (правда, чаще уже в земле) с телевизором или радиоприёмником.

Подготовленного таким образом человека помещали на кострище. Обязательный атрибут – две палки, символизировавшие полозья нарт, чтобы душе было легче «въехать» в небесный мир. В процессе подготовки и проведения кремации родственник и близкие внимательно следили за событиями, выискивая знаки судьбы: не разлетится ли одежда умершего, кто лучше других бросил растопку, заставив огонь вспыхнуть особенно ярко и так далее. На основании таких событий гадали о посмертной судьбе ушедшего, а также о будущем для живых.

Эвенские похороны

Эвенки, как и чукчи, провожали мертвецов вместе со всеми их дорогими вещами, зачастую оставляя на месте погребения даже чум умершего. Кроме того, они приносили в жертву оленей, хотя делали это в процессе самих похорон, а не заранее. Но от тела представители этого народа избавлялись совершенно другим способом.

Одетого в своё лучшее платье покойника помещали в деревянную колоду, которую, затем, закрепляли на дереве, или, если подходящего дерева не было, то на специально подготовленном столбе. Подобные надземные захоронения, напоминающие «воздушные похороны» индейцев или очень упрощенные зороастрийские погребения, встречаются у целого ряда других народов, живущих в условиях вечной мерзлоты, например, у хантов и ненцев.

Кроме них, существовал и промежуточный вариант между кремацией и «воздушными похоронами» – создание курганов, когда поверх могилы покойного дополнительно засыпали камнями, образуя могильный холм.

5 декабря 2019

Возможно, вам будет интересно: