Похороны Виталия Соломина
Виталий Мефодьевич Соломин – один из наиболее известных актеров в наши дни актеров советской эпохи, который также отметился и в качестве режиссера, и в качестве сценариста, причем поработать он успел и в театре, и в кино, и на телевидении. Окончив школу в родной Чите в 1959, Соломин отправился в Москву, рассчитывая пойти по стопам старшего брата Юрия и тоже стать актером. Еще учась в Высшем театральном училище имени Щепкина, Соломин уже начал играть в Малом театре, а по окончании вуза был принят туда на постоянную работу. Вскоре Соломин также начал сниматься в кино и, наконец, в 1965 после фильма «Женщины» к нему пришла всесоюзная известность. Самой известной ролью Соломина в кино при этом, конечно же, является роль доктора Ватсона в сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова. Активно продолжал работать и после развала СССР – однако в жизнь в постсоветской действительности для Соломина, как и для многих других работников искусства, оказалась крайне нелегкой.
Смерть
Виталий Соломин с молодости страдал от гипертонии – вплоть до того, что периодически ему добавляли грима из-за покраснений лица, которые случались у него на съемочной площадке из-за нагрузок. Соломин при этом своим здоровьем пренебрегал и никогда не пытался целенаправленно лечить свою сердечно-сосудистую систему, на протяжение многих лет зная о её хрупкости. Он подавлял приступы высокого давления медицинскими препаратами, нередко у них дома бывала скорая, однако проходить полное обследование и лечиться он никогда не хотел, так как был человеком крайне сконцентрированном на работе и отдавался ей полностью. К старшему возрасту проблемы с сердцем усугублялись, однако вслед за развалом СССР в его карьере наступили трудные времена, и хотя его семья далеко не бедствовала и жила лучше многих, Соломин начал работать все больше и больше и подвергаться себя все более тяжким нагрузкам, чтобы поддерживать тот высокий уровень жизни, к которому привык.
23 апреля 2002 Соломин вернулся из зарубежных гастролей и почувствовал себя плохо, однако решил, что на следующий день все-таки выйдет на театральную сцену - настолько плотным был его график. 24 апреля 2002 года Соломин отыграл первый акт в пьесе «Свадьба Кречинского», однако в последние десять минут начал заговариваться, его речь замедлилась, движения стали плохо контролируемыми, и в конечном итоге спектакль прервали, а коллеги уносили его со сцены на руках. Вскоре прибыли врачи и диагностировали инсульт – Соломина госпитализировали в институт Склифосовского. Соломину провели операцию на черепе для устранения кровоизлияния в мозг, он погрузился в кому практически на целый месяц, но в определенные моменты врачи и родственники верили, что актера еще можно будет спасти – хотя быть может, на сцену он уже и не вернется. Увы, этого не случилось: в больнице у Соломина произошел второй инсульт, и он уже оказался фатальным.
Примечательно, что одним из самых главных кумиров Соломина всю его карьеру был Андрей Миронов, который так же не жалел себя, игнорировал проблемы со здоровьем и буквально умер на сцене. Соломин неоднократно говорил родственникам и друзьям, что желает и для самого себя такой же смерти – в каком-то смысле, его мрачное желание сбылось. В 18:30 27 мая 2002 года Виталий Соломин умер. Ему было всего 60 полных лет.
Прощание
Прощание с великим актером происходило в Малом театре 31 мая 2002. В этот день центр Москвы оказался парализован от наплыва поклонников таланта Соломина, которые пришли проститься с актером. Двухдверный гроб с телом Соломина, согласно театральной традиции, поставили на большой сцене с открытой верхней створкой. Со всех сторон гроб был обложен огромными венками цветов, и на протяжение панихиды букеты от поклонников продолжали прибывать – под конец сцена была буквально завалена цветами. Позади гроба, в глубине сцены был установлен портрет актера, а ближе к зрительному залу были расположены костюмы персонажей, которых играл Соломин на сцене Малого театра. Одним из наиболее примечательных моментов панихиды было выступление Людмилы Георгиевны Зыкиной: когда настала её очередь прощаться с Соломиным, она подошла к гробу, и, будто обращаясь к Соломину, сказала, что знает о нескольких его любимых песнях и знает, что ему было бы приятно услышать их – и тут же исполнила их. По уже устоявшейся к тому моменту театральной традиции, гроб выносили из зала и погружали в катафалк под громовые аплодисменты, которые начинались в зале, переходили в коридоры и вестибюль театра, а затем распространились на улицы, где тысячи поклонников собрались в надежде хотя бы на мгновение увидеть любимого актера и бросить цветы под колеса машины, которая повезла тело актера в церковь. После отпевания кортеж отправился на Ваганьковское кладбище.
Погребение
Виталий Соломин был похоронен на 24 участке Ваганьковского кладбища. Его могила обнесена чёрной металлической оградой, памятник представляет собой клумбу с прямоугольной тумбой у изголовья, на которой помещен православный шестиконечный крест на постаменте. На постаменте содержится барельеф с полупрофилем актера, имя и даты жизни. Свободное пространство на примогильном участке украшено мраморной крошкой.
Признание
Виталий Соломин удостоился множества наград при жизни и одной награды – посмертно. В частности, еще в 1974 году он стал Заслуженным артистом РСФСР (звание Народного артиста он получил только в 1992), а также был кавалером нескольких медалей и орденов, например, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, ордена «Знак Почёта», а также медали имени А. Д. Попова за роль в спектакле «Любовь Яровая». Посмертно ему была вручена национальная телевизионная премия «ТЭФИ» за 2004 год. Важно отметить, что вопреки тому, что для большинства ныне живущих Соломин является знаменитостью именно в связи с его ролями в кино, его награды и премии в первую очередь связаны именно с театральным творчеством: как сыгранными ролями, так и вкладом в развитие театральной культуры на руководящих должностях. Также достоин упоминания тот факт, что Виталий Соломин вместе с Василием Ливановым в образах соответственно доктора Ватсона и Шерлока Холмса увековечены в бронзовой скульптурной композиции, которая была установлена 27 апреля 2007 на Смоленской набережной, напротив посольства Великобритании в Москве. Также они оба в тех же образах изображены на реверсах новозеландских двухдолларовых монет.