Похороны Владимира Высоцкого

Владимир Семёнович Высоцкий, вероятно, до сих пор хорошо известен всем поколениям россиян как выдающийся певец, поэт и актёр. Он прославился в 1960-х и 1970-х – сперва как исполнитель театральных ролей, а затем в качестве автора-исполнителя песен, причем из-за советской цензуры он долгое время не мог выступать с собственными сочинениями и легально их распространять – известность как певец он обрёл благодаря распространению магнитофонных записей с его произведениями. Как актёр театра Владимир Высоцкий больше всего запомнился советским зрителями в качестве Гамлета в одноименной пьесе Шекспира, Лопахина (в Чеховском «Вишнёвом саду») и Свидригайлова (в спектакле по мотивам романа Достоевского «Преступление и наказание»). С 1959 года Высоцкий также снимался в кино: наиболее известными работами с его участием были фильмы «Интервенция», «Плохой хороший человек» и телесериал «Место встречи изменить нельзя», в котором он исполнил роль Глеба Жеглова. На протяжение почти всей своей карьеры Высоцкий был постоянной целью государственной кампании по дискредитации его как поэта-песенника, которая прекратилась только с началом Перестройки.

Смерть

Конец жизни Высоцкого был омрачен алкогольной и наркотической зависимостью, которые возникли из-за рабочего стресса. Они пошатнули здоровье поэта, и к 1980-му году его самочувствие уже внушало серьёзные опасения как его близким, так и ему самому. Летом 1980-го Высоцкий сделал попытку избавиться от зависимости и несколько недель находился под присмотром врачей, параллельно планируя временно перебраться пожить за город, однако этот план так и не осуществился: в ночь на 25 июля у него остановилось сердце во сне. Врачи в качестве причины смерти диагностировали инфаркт миокарда; родственники отказались от вскрытия, так как полагали, что причины смерти Высоцкого очевидны. Тем не менее, это их решение позже подтолкнуло общественность к изобретению многочисленных конспирологических теорий, согласно которым Высоцкий был убит: в некоторых версиях – сотрудниками спецслужб, в иных – собственными друзьями и родственниками. Все эти версии, однако, следует полагать досужими домыслами.

Прощание

Утром 25 июля перед семьей покойного стояло несколько важных вопросов. Во-первых, предстояло решить, где произвести погребение. Во-вторых, необходимо было уведомить общественность – что было весьма непросто в условиях травли поэта властями. В конечном итоге обе проблемы разрешились с помощью Иосифа Кобзона: он смог добиться у Моссовета разрешения о погребении поэта на Ваганьковском кладбище (изначально была идея похоронить Высоцкого на Новодевичьем, но администрация кладбища отказала семье), а также оказал значительную помощь в приобретении похоронной атрибутики, заказав на фабрике элитный гроб №6 – такие обычно полагались только представителям власти. Также Кобзон поспособствовал тому, что о смерти Высоцкого написали советские СМИ: некрологи появились в газетах «Вечерняя Москва» и «Советская культура» – в итоге только эти два издания во всем Советском Союзе выпустили уведомления о смерти великого поэта.

Тело Высоцкого было выставлено для публичного прощания в театре на Таганке. В течение четырех дней возле театра круглосуточно стояли сотни людей, которые приносили цветы, свечи и прочую ритуальную атрибутику. Валерий Янклович и Валерий Нисанов раздавали фотопортреты с автографами Высоцкого всем, кто пришёл проститься с поэтом.

Согласно официальным данным, всего за эти четыре дня Высоцкого посетило более ста тысяч человек, а очередь на вход в театр на Таганке в отдельные моменты достигала девяти километров. В это время в Москве шли летние Олимпийские игры, но к театру в эти четыре дня были направлены чуть ли не все полицейские силы, не участвовавшие в охране международного спортивного мероприятия. Тем не менее, никаких громких нарушений спокойствия не произошло: толпа вела себя преимущественно тихо и цивилизованно. В эти дни с Высоцким пришли попрощаться многие его коллеги по театральному и музыкальному творчеству, причем известно, что работники МХАТа, «Современника», Театра на Малой Бронной и театра Вахтангова, а также многих других приходили на церемонию прощания организованно, целыми колоннами.

Зарубежная пресса, в отличие от советской, в эти дни активно писала о смерти Высоцкого: больше всего материалов по этому поводу было опубликовано во Франции и в Польше, также ряд публикаций появился в СМИ Великобритании, США и Канады.

Траурная процессия

Траурная процессия, двинувшаяся от театра на Таганке в сторону Ваганьково, наблюдалась десятками тысяч поклонников творчества Высоцкого. Под колеса машин кортежа люди бросали цветы, в итоге вскоре вся дорога оказалась усыпана ими – чуть позже толпа посылала проклятия в адрес водителей поливальных машин, которые попытались очистить от цветов проезжую часть. Фото- и видеосъемка траурной процессии производилась преимущественно представителями иностранных СМИ, а также любителями: советские СМИ, ссылаясь на полную занятость в освещении Олимпийских игр, мероприятие полностью проигнорировали.

Похороны

Согласно распространенной версии, Иосиф Кобзон предлагал сотрудникам Ваганьковского кладбища взятку за право похоронить Высоцкого там, однако те отказались от денег. Правда это или нет, впоследствии ответственные за это решению люди были уволены: советские власти не смогли простить им похороны «вольнодумца» на престижном месте.

От театра на Таганке до Ваганьковского кладбища вскоре подтянулся поток скорбящих, который кладбище просто не могло вместить, из-за чего собравшиеся начали взбираться на деревья, заборы и ограждения окружающих захоронений. На могилу Высоцкого было возложено так много цветов, что впоследствие их пришлось вывозить с кладбища несколькими грузовиками.

Гражданская панихида открывалась речью режиссера Юрия Любимова, также там выступили Валерий Золотухин, Григорий Чухрай, Никита Михалков и многие другие именитые деятели искусства и культуры. Поминки по Высоцкому прошли в его квартире на Малой Грузинской улице – присутствовали только родные и соратники.

Вдова Высоцкого настаивала на том, что надгробием поэта должен стать необработанный природный камень, и по её просьбе один из друзей Высоцкого – золотопромышленник Вадим Туманов – добыл в Казахстане шеститонную глыбу троктолита. Однако родителям Высоцкого эта идея не понравилась, и в итоге они настояли на реалистической скульптуре: им хотелось, чтобы их сын на памятнике выглядел «как живой». В 1982 коллеги Высоцкого по театру на Таганке провели закрытый конкурс проектов надгробного изваяния для могилы поэта. В итоге вдове Высоцкого понравился проект, предложенный Давидом Боровским, а родителям Высоцкого - проект Рукавишникова. После долгого процесса согласования в конечном итоге был утвержден проект Рукавишникова, и в 1985 году памятник был установлен. Впоследствии посвященные Высоцкому скульптуры появились во многих городах СССР, а также за рубежом: известно, что у него есть памятники в Подгорице, Выршеце и Чикаго.

22 января 2020

Возможно, вам будет интересно: