Похороны Юрия Любимова
Юрий Петрович Любимов начал получать актёрское образование в студии при МХАТе втором, где, еще будучи студентом сыграл свою первую роль на сцене в 1935 году (это был спектакль «Мольба о жизни»), а заканчивал образование уже в Театральном училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова. По окончании училища в 1939 году, Любимов принимал участие в Советско-финской войне, после чего в течение Великой Отечественной войны работал конферансье и артистом Ансамбля песни и пляски НКВД, неоднократно выступая на фронте. После войны несколько лет играл в Театре им. Вахтангова, а в 1959 году впервые попробовал себя в роли режиссера: его дебютной работой стала постановка пьесы А. Галича «Много ли человеку надо». Также с 1953 года Любимов уже проявил себя в качестве театрального педагога. Его восхождение к славе началось с постановки пьесы Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани» – именно студенты-исполнители главных ролей в этой пьесе годом позже, в 1964, вместе с Любимовым сформировали ядро нового «Театра драмы и комедии на Таганке». На протяжение последующих двадцати лет Любимов и его театр обретают огромную значимость и знаменитость – в том числе и за рубежом. Любимов проводит много времени за границей, получает за свои постановки престижные международные награды.
В 1983 году, будучи на гастролях в Лондоне, Любимов осудил советскую цензуру и другие аспекты творчества в условиях СССР. За это его лишили гражданства. Любимов, вынужденный жить и работать за рубежом, как он сам впоследствии признавался, понял, что здесь ему гораздо проще и комфортнее. Любимов работал в Израиле (который предоставил режиссеру гражданство), США, Англии, Швеции, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. Его постановки побывали на сценах таких престижных и известных на весь мир театрах, как Ковент-Гарден, Ла Скала и Гранд-опера. В разгар Перестройки Любимов вернулся на родину. В 1989 ему вернули гражданство СССР, и он вновь возглавил Театра на Таганке. Увы, на сей раз руководить с прежней эффективностью у него уже не вышло: на протяжение трех лет работа театра была сопряжена с множеством конфликтов, которые в итоге привели к расколу в 1992 году. В последующие годы Любимов продолжал сотрудничать с театром имени Вахтангова, с Большим и с другими театрами России и мира. Свою ссору с бывшими коллегами он так и не преодолел.
Смерть
Любимов продолжал работать вплоть до самой старости, а ведь в 2010-х годах ему было уже за девяносто. В 2012 году девяностачетырехлетний Любимов поставил в театре им. Вахтангова спектакль по мотивам «Бесов» Фёдора Достоевского, а в 2013 году поставил оперу «Князь Игорь» на сцене Большого театра – обе постановки были тепло встречены и критиками, и зрителями. Проблемы со здоровьем на этом этапе уже давали о себе знать: работу над некоторыми постановками и даже их премьеры иногда откладывались по причине дурного самочувствия режиссера. Тем не менее, Любимов продолжал работать и, насколько следует со слов родственников и друзей, в свой последний день рождения активно строил большие планы на будущее. К сожалению, здоровье все же в конце концов подвело великого режиссера: 2 октября 2014 Юрий Петрович оказался в больнице имени Боткина с сердечной недостаточностью. Три дня спустя он скончался во сне – ему было 97 лет.
Прощание
Прощание с Юрием Любимовым состоялось 8 октября 2014 года в театре имени Вахтангова. Многие думали, что панихиду все же устроят в созданном Любимовым театре на Таганке, однако, как оказалось, бывшие коллеги не простили обид режиссеру. Как говорили друзья и коллеги, свой «последний спектакль» Любимов планировал сильно заранее на протяжение нескольких лет: он передал достаточно подробные пожелание касательно того, каким он хотел видеть прощание и похороны. В частности, он попросил обойтись без речей и даже запретил ставить на сцену микрофон, чтобы никто не выступил с некрологом даже случайно, по незнанию или по забывчивости. Гроб с телом режиссера расположили посреди сцены. Позади был расположен экран, на протяжение церемонии демонстрировались фотографии и видеозаписи. По бокам сцены стояли огромные цветочные венки, а между ними и гробом располагались скамьи – вдова режиссера Каталин и сын Пётр сидели отдельно. В левом углу на стене висела икона Николая-Чудотворца, а под ним – свечи. В остальном сцена была оформлена в декорациях последнего спектакля, поставленного Любимовым.
В конце гражданской панихиды на сцену вышли участники ансамбля Дмитрия Покровского (он был большим другом Любимова) – они исполняли псалмы и гимны. На улице собрались более трех с половиной тысяч поклонников Любимова, которые хотели в последний раз взглянуть на режиссера и воздать ему последние почести. Примечательно было и то, как много в зале находилось именитых гостей и как мало среди них было актеров и режиссеров из театра на Таганке – ходят слухи, что бывшие коллеги Любимова даже не отпустили своих подопечных с репетиций в этот день, потому что не хотели, чтобы те оказались на похоронах Любимова.
По окончании панихиды гроб подняли и вынесли из зала в тишине – Юрий Петрович отдельным пунктом вписал в свою последнюю волю нежелание быть провожаемым под аплодисменты, как того требовала театральная традиция. Какое-то время за гробом шел, как его описывала пресса, «странного вида мужчина с бородой». Это был Никита – сын Любимова от первого брака, который последние много лет был священником Русской Православной Церкви Гроб вынесли из здания театра и погрузили в катафалк, который сперва направился в церковь Серафима Саровского, где состоялось отпевание, а потом – на Донское кладбище.
Похороны
Когда стало известно о смерти Любимова, власти предложили помощь вдове и похороны на престижном кладбище, но Каталин отказалась. Она знала, что её муж хотел быть погребенным рядом с родителями и братом Давидом, поэтому организовала похороны на Новом Донском кладбище. Сперва над могилой был установлен восьмиконечный православный крест из дерева, а позже его заменили на скромный мемориал из серого камня, на котором написаны имя и даты жизни режиссера.
Признание заслуг
Заслуги Любимова на актерском и режиссерском поприще были признаны советской властью еще в 1950-е годы: сперва он стал обладателем Сталинской премии, а в 1954 стал Заслуженным артистом РСФСР. На протяжение последующих лет Любимов несколько раз признавался лучшим театральным режиссером и лучшим оперным режиссером, а также получил множество зарубежных наград, среди которых Первая премия II Международного театрального фестиваля «Варшавские театральные встречи», «Evening Standard Award», Приз зрительских симпатий Международного театрального фестиваля в Афинах, Орден Заслуг республики Венгрия, Орден Креста земли Марии III степени Эстонии, Орден Заслуг перед Республикой Польша, Командорский знак Ордена Финского Льва и другие. Позже Любимов удостоился множества премий и наград от Российской Федерации, в числе которых звание Народного артиста РФ и орден «За заслуги перед Отечеством». В кабинете Любимова на таганке на данный момент размещается его мемориальный музей.