Поминальные угощения народов мира

2287
Время прочтения статьи - 9 минут 0 секунд

Поминки – важная и обязательная часть похорон у большинства народов нашей планеты. Поминки помогают родным и близким усопшего проститься с умершим, разделить свою скорбь друг с другом и справиться с чувством утраты. В различных странах и культурах существуют самые разнообразные поминальные угощения от блинов и кутьи до жареного теста и пирогов в форме человеческого тела. В этом материале мы поделимся некоторыми причудливыми поминальными обычаями из разных регионов мира.

«Трупный хлеб» и поедатели грехов

На склоне лет многие задумываются о прожитой жизни и делах, которые они совершили – хороших и плохих. Прошлого не исправишь, а совершенные проступки можно только искупить. Для этого в разных религиях существуют специальные обряды: таинство исповеди в христианстве, молитвенное покаяние тауба в исламе, иудейская тшува и т.д. Однако далеко не все успевают покаяться в грехах при жизни. Что делать мертвецам?

В XVII – XVIII вв. в сельских и горных районах Великобритании существовала причудливая традиция «поедания чужих грехов». Перед похоронами в дом покойного приглашали специального человека или поедателя грехов, который в ходе особого ритуала забирал себе его грехи. Происходило это следующим образом. Родственница покойного готовила квасной хлеб и оставляла его на ночь подниматься на деревянной тарелке, установленной на его груди. С утра приглашенный пожиратель съедал хлеб, выпивал эль, который подавала ему хозяйка, и затем издавал громкий крик. Считалось, что оставленный на трупе хлеб впитывает в себя его проступки, и вкушая его, поедатель избавлял человека от наказания за греховную жизнь, а вопль символизирует адские мучения, которые он берет на себя. Однако на это ритуал не заканчивался. Как только семья усопшего расплатилась за услуги поедателя, присутствующие начинали гнать его прочь, отвешивая пинки и осыпая страшными ругательствами. После этого кружку и тарелку, с которой он ел, обязательно сжигали в домашнем очаге.

Труд поедателя грехов стоил совсем немного – всего полтора шиллинга, – и несмотря на все благородство человека, готового пожертвовать шансом на посмертное существование в раю ради спасения незнакомца, считался позорным и мерзким. Практикующие становились изгоями в родных селениях, их подвергали остракизму и избегали как проказы. Люди верили, что, забирая грехи, они сами становятся худшими людьми. Не стоит и говорить, что и церковь крайне негативно относилась к этой традиции. Однако несмотря на всю непопулярность этой профессии, поедание грехов было широко распространено на территории Англии и Уэльса и сохранялось вплоть до XX века. Последний известный поедатель грехов, Ричард Манслоу, фермер из графства Шорпшир, скончался в 1906 году. В 2010 году жители деревни Ратлингхоп заказали в память о Манслоу церковную службу, организовав запоздалые похороны последнему носителю этой традиции, и отреставрировали надгробие над его могилой.

Интересно! Похожие обычаи существовали и в других частях Европы. В Венгрии хозяйки на несколько часов оставляли различные поминальные угощения в комнате с телом покойного. За это время еда должна была впитать его добродетели. На поминках эти блюда выставлялись на общий стол, где их поедали родственники усопшего, якобы перенимая его лучшие качества. В Ирландии вместо пищи на грудь покойнику клали кисет с табаком, и каждый из участников похорон должен был взять оттуда щепоть.

Памятное печенье и конфеты

К концу XVIII века в странах Европы и Америке распространилась памятная выпечка – небольшие пирожки, бисквиты и печенья, которые родственники покойника раздавали участникам похорон и поминок. Они могли сильно различаться по размеру, форме и консистенции. Британская элита отдавала предпочтение бисквитному печенью, похожему на современные «дамские пальчики». Их заворачивали в бумагу, украшенную изображениями гробов, скрещенных костей или черепов, а сверток запечатывали печатью из черного воска. В Новом свете популярность приобрели рельефные песочные печенья со вкусом тростниковой патоки или имбиря.

Большое внимание кондитеры уделяли дизайну обертки от печенья. Ее украшали тематическими изображениями (кости, черепа, песочные часы, червы или пики, херувимы и т.д.), цитатами из библии и стихами. На обратной стороне обязательно печаталась информация о кондитерской - своего бизнеса предприятия не стеснялись, активно заказывая рекламу выпечке памятных сладостей в газетах и уличных объявлениям. С течением времени оформление обертки от поминальных сладостей становилось все более детализированным и красочным, и в конце концов она превратилась в предмет коллекционирования. К сожалению, в XX веке вместе с появлением и распространением похоронных агентств такой частный подход к похоронам постепенно ушел в прошлое, и памятное печенье исчезло с полок кондитерских и булочных.

В XIX веке памятные сладости получили распространение и в Норвегии, однако жители северной страны отдавали большее предпочтение конфетам. Сахарные леденцы в форме мертвого тела, завернутые в черную гофрированную бумагу с бахромой, стали популярным поминальным подарком на похоронах. Длина и толщина бахромы напрямую зависела от возраста усопшего: тонкие и длинные полоски символизировали почетный возраст покойника, в то время как короткая и широкая бахрома говорила о безвременной смерти молодого человека. Как правило, раздавали такие конфеты непосредственно перед поминальной службой вместе с бокалом вина.

Сегодня все больше людей проявляет интерес к старинным обычаям, и памятные сладости не стали исключением. Однако некоторые современные кондитеры в своих начинаниях пошли дальше мастеров прошлого. Все больше пекарен в разных странах мира предлагают клиентам пироги в виде частей тела и анатомически правильных трупов со всеми следами разложения: трупными пятнами, гнилой плотью, личинками и иными признаками смерти.

Халва мертвых «Ölü Helvası»

В культуре стран Ближнего Востока халва занимает особое место. Халва сопровождает человека от рождения до смерти и является незаменимым десертом на различных торжествах, от свадебных торжеств до похоронных церемоний. В Афганистане, Турции и Иране после погребения, а также на седьмой и сороковой дни после похорон семья покойного выпекает халву из манной крупы «семолины» и раздает это угощение гостям на поминках. В Турции этот десерт носит название «Ölü Helvası», что на русский язык дословно переводится как халва мертвых. Рецептов этого блюда множество, и семьи из разных частей одного города могут рассориться, споря о том, какой из них правильный. Как правило, основой для приготовления этого блюда служат манка или поджаренная на масле мука. Для варки сахарного сиропа берут молоко, разбавляемое водой. Дополнительно добавляются орехи, кусочки моркови, фиг, сухофруктов, а также различные специи.

Поминальное блюдо с похожим названием распространено в Греции. Вопреки распространенному заблуждению колива не имеет почти ничего общего с халвой и происходит от древнегреческого «kollybos», что на русский переводится как маленький пирог из вареной пшеницы. Ее поливают медом, медовой сытью или сахарным сиропом с добавлением мака. Из Греции это блюдо вместе с христианством проникло в Восточную Европу и до сих пор является частым угощением на поминальном столе восточнославянских народов.


18 марта 2021
Тематика не раскрыта в статье?

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок