Поминальные угощения восточной Азии
Поминки являются неотъемлемой частью похоронной церемонии. В разных культурах существуют свои уникальные традиции, связанные с проводами усопшего в последний путь, но почти все они так или иначе касаются пищи. В настоящей статье мы продолжаем рассказ о причудливых угощениях, которые народы мира ставят на поминальный стол.
Рисовые шарики Цинтуань и Фестиваль чистого света
Каждый год на 15-ый день после весеннего равноденствия (4-ое или 5-ое апреля) в Китае проходит День поминовения усопших Цинмин – время посещения могил, совершения ритуалов поминовения и жертвоприношения душам предков. Традиционно в этот день, китайские семьи отправляются на кладбища, чтобы убрать могилы, обновить краску на надгробиях и почтить предков всевозможными подношениями и благовониями. Чтобы ушедшие предки не чувствовали нужды на том свете и ни в чем себе не отказывали, во время фестиваля китайцы жгут пачки бутафорских денег, а также бумажные имитации предметов роскоши – смартфонов, автомобилей и даже домов.
Почтив память предков, китайцы возвращаются домой, чтобы устроить пышную праздничную трапезу. На поминальный стол ставят разнообразные традиционные блюда: разноцветные рисовые пельмени с начинкой из сладких красных бобов, также известные как «Цинминские фрукты», сладкий хворост из теста Саньцзы и мясо улиток Цинмин-Луо. Кроме того, каждый регион может похвастать и местными угощениями: например, на северо-западе Китая популярны блинчики Чуньбин и огромные пышки цзытуй, украшенные глазурными изображениями птиц и цветов, а в восточно-китайской провинции Цзянсу готовят особый финиковый кекс с добавками из кедровых орешков, китайских фиников «жужуб» и фруктов
Знаковое блюдо Цинминского фестиваля – зеленые рисовые шарики Цинтуань. Начало традиции цинтуань относится ко времени Тайпинского восстания (1850-1864гг.). По легенде, тайпинский генерал Чэн скрывался от преследующего его полка цинской армии, когда натолкнулся на небольшую деревеньку. Местный фермер согласился помочь ему укрыться от противника. В попытке выяснить, где находится беглец и заставить его покинуть свое укрытие, императорский полк начал обыскивать всех людей, покидающих деревню, в поиске любой еды. Однако фермер придумал способ обмануть солдат: он собрал стебли китайской полыни аржи и, вернувшись домой, варил ее до тех пор, пока вода не окрасилась в травянисто-зеленый. Затем он смешал эту жидкость с клейким рисом, слепив из получившегося теста пельмени, которые наполнил пастой из красных бобов. Это угощение он спрятал в сумку и засыпал его травой, чтобы пройти досмотр цинских военных. Чэн пришел в восторг от вкусных мягких рисовых шариков. Ночью он бежал из деревни и по возвращении в свое подразделение рассказал верховному командованию о том, как приготовленная фермером пища спасла ему жизнь. Оценив бесспорную пользу блюда, командование распорядилось немедленно обучить всех солдат спасительному рецепту. Вскоре после этого Цинтуани стали традиционным блюдом Цинминского фестиваля.
Обед-бэнто для мертвых «Одзэн»
Упакованные обеды бэнто – это неотъемлемая часть японской кулинарной культуры. Традиционно бэнто включает в себя рис, рыбу или мясо и несколько видов нарезанных сырых или маринованных овощей в одной коробке с крышкой. Для бэнто используются как простые домашние блюда и полуфабрикаты, так и изысканные произведения высокой кухни от профессиональных поваров. Все эти угощения компактно сложены в одну коробку, которую удобно брать с собой на работу, в школу, на пикник или в загородную поездку. Существует множество видов бэнто на все случаи жизни. Не обошли вниманием японцы и поминальные трапезы.
Хотя сегодня тарелки с поминальным обедом сервируют в традиционной для бэнто изысканной коробке, в первую очередь эта трапеза предназначена для употребления дома или в месте проведения поминок. Коробку «Одзэн» японцы используют по большей степени ради удобства, чтобы не подавать гостям каждое блюдо по отдельности. В базовый состав Одзэна традиционно входят рис, суп мисо, соленья, 5 видов вареных овощей и бобы, однако накрывать такой минималистичный стол на поминках не принято. Поминальный обед дополняют сырой рыбой, морепродуктами и овощами в кляре тэмпура, жареным мясом, фруктами и различными сезонными блюдами: например, весной в Одзэн вкладывают ростки бамбука или маленьких кальмаров. Угощения обязательно украшают съедобными листьями растений, пластиковой травой и цветами: хризантемами и ирисами. Существует и ряд блюд, которые не встретишь на поминальном столе. В их число, в частности, входит сэкихан, красный рис-моти с бобами-адзуки. Это связано с тем, что красный цвет в японской культуре – праздничный и не подходит для траурных случаев.
Стандартный поминальный обед упаковывается в коробку размером 38 на 28 сантиметров и глубиной 6 сантиметров. Такое количество еды сложно съесть в один заход, а потому «Одзэн» участники церемонии часто забирают домой, чтобы доесть угощения вечером.
Клубничная Фанта – подарок для усопших
Обычай оставлять духам еду и напитки существует практически в каждой культуре. В России на кладбищах в родительскую субботу можно увидеть тарелки с кутьей и стаканы с водкой. Европейские и американские католики оставляют молоко и печенье Санта Клаусу в канун Рождества. Некоторые еврейские семьи на ритуальной трапезе седер во время праздника Песах отставляют бокал вина для пророка Элайджи. Все эти и многие другие традиции уходят корнями в древность и мало кого могут сегодня удивить. Однако современные тайские подношения ошеломят даже бывалых культурологов.
Во время прогулок по Бангкоку или любому другому городу Таиланда в глаза путешественнику могут броситься многочисленные пластиковые бутылки с клубничной «Фантой», расставленные в самых неожиданных местах. Сегодня это одно из самых популярных, если не самое популярное подношение духам. Фанту ставят на домашние алтари санпрарум, где обитают добрые духи прапумтьяути, чтобы те могли отведать сладкого напитка и позаботиться о живущих поблизости тайцев. Фантой почитают память предков у домиков сантайя, фанту подносят к алтарям Ганеша и другим святилищам. Ассоциация между красной газировкой и умершими у тайцев настолько сильна, что живым пить ее попросту не принято.
Откуда пошла странная традиция и почему духи полюбили газировку, сказать никто не может, однако уже много десятилетий тайцы регулярно потчуют души предков, добрых духов и божеств клубничной Фантой. По некоторым версиям, все дело во вкусе и цвете напитка. Красный цвет в Таиланде ассоциируется с кровью, которая означает одновременно плодородие и жертву, а до распространения газировки духов угощали напитком «нам ваан» или подслащенной водой. Фанта совмещает в себе оба этих качества.