Поминовение умерших у протестантов

4833
Время прочтения статьи - 9 минут 0 секунд

Со школьных лет многие помнят историю о зачинщике Реформации – Мартине Лютере, – который впервые открыто выступил против католической церкви 17 октября 1517, опубликовав свои знаменитые 95 тезисов с критикой учения католической церкви. В своих тезисах Лютер подверг критике многие практики и догматы тогдашней церкви: оголтелую торговлю индульгенциями, верховенство папской власти, особую благодатность священнослужителей, представление о необходимости посредника между верующими и Богом (церкви), представление о существовании Чистилища, а также необходимость молитв об умерших. Опираясь на те или иные богословские рассуждения и текст Священного Писания, протестанты пришли к выводу, что молитвы за покойных – а следовательно, и многочисленные поминальные обряды – не имеют смысла. Тем не менее, сегодня такая вещь как «протестантское поминовение» все же существует. Чем же оно является? Данному вопросу и будет посвящен наш материал.

Молитва за умерших

Чтобы разобраться в этом вопросе, прежде всего следует пояснить, почему христиане в принципе молятся за покойных. В Евангелии от Луки говорится, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у него все живы» (Лк. 20,38) – это лишь один из многочисленных пассажей Священного Писания, которые с давних времен служили объяснением молитве за покойных. Если исходить из того, что у человека есть душа и тело, то, согласно христианскому вероучению, умирает только тело, а душа бессмертна. Таким образом, можно сказать, что никакие христиане (ни православные, ни протестанты, ни католики), строго говоря, не молятся за «мертвых», ведь молятся они всегда не за тела, но за души, а души мертвыми не бывают. Далее, в католическом богословии имеется догмат о Чистилище, согласно которому помимо рая и ада существует еще и третье состояние, в котором может пребывать душа после смерти – как правило, в Чистилище попадают люди, которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий совершённых при жизни грехов. Иными словами, эти люди не нагрешили достаточно, чтобы заслужить вечное проклятие, но и жили недостаточно безупречно, чтобы сразу стать достойными Царства Небесного. Тут-то им и могут помочь молитвы: молясь за умерших, находящихся в чистилище, католики таким образом просят Бога и святых простить покойных и позволить им войти в рай. Следовательно, современные католики объясняют молитвы о покойных довольно просто: живущие на земле не могут знать, куда попал их близкий после смерти, а потому всегда должны допускать, что он с каким-то шансом может быть в чистилище и, следовательно, молиться за его душу.

Но почему же тогда за покойных молятся православные, которые не верят в существование чистилища? Чтобы понять это, достаточно обратить внимание на тот факт, что католики развили учение о чистилище в XIII—XV веках, а догмат о нем закрепили на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году, окончательно утвердив его в 1563 году на Тридентском соборе. При этом обычай молиться за умерших в христианстве зафиксирован уже во II веке, а служение литургии за умерших — в III веке. Как можно видеть, даже без догмата о чистилище у христиан было достаточно богословских причин, чтобы возносить молитвы за покойных – например, считается, что даже если душа человека пребывает в аду, то и там она слышит молитвы, возносимые его родными и друзьями, и это приносит душе утешение. Более того, утверждается, что молитвы даже способны помочь душе и вовсе освободиться от адских мучений и получить прощение, которое она сама уже не может заслужить. Наконец, у православных есть представление о небесных мытарствах, которые предстоят душе человека в течение сорока дней после смерти. Считается, что эти сорок дней душа проходит через различные испытания по пути на тот свет и что именно в течение этого времени выносится окончательное решение о том, куда душа направится, так что эти сорок дней считаются у православных критически важными – молитва в это время как нельзя сильнее влияет на посмертную судьбу человека.

Запрет на молитву об умерших у протестантов

Согласно легенде, когда у Мартина Лютера умирала его вторая дочь по имени Магдалена, он стоял возле ее кровати и молился Богу до тех самых пор, пока она не прекратила дышать, после чего перестал молиться: согласно его взглядам на христианское богословие, в ту секунду, когда душа отделилась от тела, ее посмертная судьба оказалась предрешена, и повлиять на нее уже стало никоим образом невозможно. Этот взгляд на вопрос о молитвах по усопшим широко распространился не только внутри лютеранства, но и в других протестантских течениях: некоторые из них считали, что посмертная судьба человека и вовсе решается уже при его рождении! Другие, в свою очередь, полагали, что все члены церкви будут спасены в любом случае. Так или иначе, протестанты верят в окончательность определения посмертной участи сразу же после смерти (если не раньше). Из этого следует, что и поминок в нашем понимании у протестантов быть не может – они получаются бессмысленными.

По этой причине на протяжение долгого времени протестантские похороны весьма отличались от католических или православных (и во многом отличаются до сих пор): на кладбище священнослужитель уделяет время упоминанию деяний покойного. Затем слово может взять любой из тех, кто пришёл почтить умершего в день погребения. У гроба могут вспомнить даже радостные эпизоды жизни покойного, чтобы подбодрить и утешить скорбящих родственников. Иными словами, некоторое погребальное священнодействие у протестантов все же предусмотрено, однако оно, как можно видеть, направлено на утешение живых, а не на благо умершего, для которого, как считается, уже ничего сделать нельзя. Чтобы дать некоторую надежду живым, некоторые протестантские доктрины предусматривают, что после смерти душа еще тем или иным образом способна сама бороться за свое спасение – но так или иначе, живые тут уже ничем помочь не могут.

После же погребения протестанты не устраивают поминальных трапез, а просто собираются в доме семьи покойного, чтобы петь псалмы, читать Евангелие и снова припомнить прижизненные дела покойного. Некоторые по возможности перечисляют в этот день деньги благотворительным организациям или раздают нищим. Тем не менее, поминальный церковный праздник у протестантов все же есть. Далее мы расскажем о нем.

День поминовения усопших

В шестнадцатом веке протестанты наложили запрет на поминовение усопших, так как хотели отмежеваться от католического культа захоронений и усопших. Однако в девятнадцатом веке все изменилось: в 1816 году прусский король Фридрих Вильгельм III объявил последнее воскресенье церковного года «Днем памяти погибших в освободительной войне против Наполеона». В скором времени в других протестантских государствах были установлены аналогичные праздники, которые в конечном итоге стали для протестантской церкви днем поминовения всех усопших, который был противопоставлен католическому Дню всех святых. Как и прежде, протестанты не молятся за своих мертвых, однако в день поминовения усопших они устраивают богослужения, в ходе которых оглашают имена умерших в прошедшем году прихожан, родственники и друзья которых в этот день ходят на кладбище, где ухаживают за могилами и молятся – но не об усопших, а друг о друге. Иными словами, протестанты используют поминальный день как повод предаться воспоминаниям о добрых делах покойных, а также вспомнить о бренности жизни как таковой.

21 апреля 2021
Тематика не раскрыта в статье?

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок