Посмертная репродукция
Многие философские учения говорят о том, что всё в мире должно находится в балансе. За ночью наступает утро, а вслед за смертью в мир должна прийти жизнь. Посмертная репродукция буквально воплощает в жизнь эту метафору. Это репродуктивная практика, когда зачатие происходит после смерти одного из родителей, как правило, отца.
История посмертной репродукции
Первым прецедентом этой необычной репродуктивной практики была история британки Дайан Блад. Со своим будущим мужем Стивеном она познакомилась на студенческой вечеринке. Поженились они через 8 лет после этой встречи. Дайан и Стивен исповедовали англиканство и у них была традиционная свадьба с обрядом по книге «Общих молитв».
Священник, ведущий церемонию, делал большой акцент на деторождении и том, что жена должна слушаться мужа. Дайан это скорее забавляло: они со Стивеном не планировали иметь детей. Однако, после того как оба супруга нашли стабильную работу, они всё-таки задумались о детях. В разговоре с мужем Дайан упомянула, что читала газетную статью о том, как у мужчины извлекли сперму после его смерти, и его жена смогла забеременеть. Дайан спросила у Стивена как бы он к этому отнесся, на что он ответил: «Если бы ты захотела, я не был бы против».
В 1995 году Стивен заболел менингитом и быстро впал в кому. Его мозг скоропостижно умер. Решив, что тот разговор был не зря, Дайан действовала быстро. Получив разрешение у своих родителей и родителей Стивена, Дайан попросила врачей извлечь сперму из тела едва живого мужа и заморозить её. В извлечении врачам помогали репродуктологи из Infertility Research Trust.
Дайан Блад и её семья планировали оставить процедуру в тайне, однако когда женщина обратилась за замороженной спермой, ей отказали в выдаче. Это произошло потому что Британская Ассоциация HFEA признала извлечение спермы у человека, лежащего в коме, незаконной процедурой. Причиной было отсутствие письменного волеизъявления покойного, а значит такая манипуляция была незаконным нарушением телесных границ.
Блад решила обратиться в суд. Она оперировала к законам Евросоюза, которые разрешали человеку иметь детей когда и с кем он хочет. Однако, суд оказался на стороне HFEA, указав на необходимость завещания. В деле Дайан британскую ассоциацию представляла Рут Дич. Она считала, что сперму у Стивена забрали без его воли. Сохранение целостности тела почившего человека являлось важным для Дич, так же она считала, что каждый человек имеет право сказать «да» или «нет» относительно репродукции. Стивен свой ответ дать не мог.
Дайан ничего не оставалось кроме как сделать процесс публичным. Ею был создан трастовый фонд, начались бесконечные суды. Люди были неравнодушны к истории Блад. Её и поддерживали, и называли омерзительной. Репортёр BBC спросил у Дайан: «Вы думали, что совершаете акт насилия по отношению к своему мужу?». Она отвечала категоричным: “Нет, я не думала, что делаю что-то противозаконное, как и врачи, которые мне помогали. Я думаю это наше личное дело – моё и мужа”.
Судебный процесс длился два года, и Лондонский апелляционный суд встал на сторону человека, а не документа. Закон совершенствовался прямо в суде. По окончанию процесса, Дайан разрешили сделать ЭКО в любой клинике Евросоюза. Британка забеременела с первой попытки.
В 1998 году она родила сына Лиама. Мальчик родился на 4 недели раньше срока и попал в реанимацию из-за проблем с дыханием. Одна из нянечек в роддоме сказала что ребёнок в реанимации, потому что родился от мёртвого. Дайан сорвалась на неё.
Блад пришлось пройти ещё несколько судов, чтобы иметь возможность записать Стивена отцом в свидетельство о рождении. Благодаря её борьбе, правительство Великобритании разрешило вписывать имя отца при посмертной репродукции. Позже тоже от Стивена она родила второго ребёнка – Джоэла. Он узнал о своём необычном зачатии не от матери, а от одноклассницы, прочитавшей это историю в учебнике религиоведения.
О своей жизни Дайан Блад написала книгу «Плоть и кровь», а в 2017 году дала большое интервью The Telegraph.
Посмертная репродукция в России
Подобную процедуру можно произвести и на территории Российской Федерации, имея письменное разрешение от почившего родителя. Самая громкая история, связанная с этой репродуктивной практикой, произошла в 2010 году. Тогда на свет появился Егор Климов. Артём, его отец, на тот момент год как умер от рака. Перед началом химиотерапии, его мать попросила сдать сперму в банк. Егор родился от суррогатной матери, яйцеклетка тоже была донорская. По документам его мамой стала бабушка – Наталья Климова. Но в регистрации в этом качестве ей отказали.
Этические аспекты посмертной репродукции
Эту репродуктивную практику не стоит ни превозносить, ни демонизировать. С одной стороны, она даёт многим людям надежду на своё продолжение, а с другой такие дети могут стать «памятником родителю». Атмосфера в семье, в этом случае, будет очень нездоровой. С помощью этого ребёнка близкие будут пытаться вернуть ушедшего человека вместо того, чтобы его отпустить.