Православные ответы на главные вопросы о поминовении умерших

1088
Время прочтения статьи - 9 минут 0 секунд

Тема смерти и поминовения усопших вызывает у всех людей множество вопросов. Даже при обращении древним к традициям и религиозным обрядам, достаточно полно описывающим дело погребения и поминания, многие темы по-прежнему остаются для людей малопонятны. Православная Церковь считает, что нельзя оставить верующих без разрешения вопросов, которые возникают в уме при рассматривании церковного учения о молитвах за умерших. Некоторые из наиболее часто встречающихся сомнений и церковный взгляд на них вы увидите в этой статье.

Для чего живым надо молиться за тех умерших, которые покаялись пред смертью и, следовательно, получили уже от Господа через таинство покаяния прощение грехов?

Церковь смотрит на этот вопрос следующим образом. Во-первых, никогда и никто не может знать достоверно, все ли кающиеся пред смертью приносят надлежащее покаяние, искреннее и глубокое, достаточное для того, чтобы удостоиться прощения грехов. Во-вторых, и в главных, согласно православному богословию, от раскаивающихся требуется не только исповедование пред Богом своих грехов, но потом и действительное отрешение от них, работа над собой и «принесение плодов, достойные покаяния» (Евангелие от Матфея, 3:8). Очевидно, что люди, умирающие вскоре после своего исповедания, не успевают делами доказать свое раскаяние, и своему покаянию, таким образом, полагают только начало. В связи с этим Церковь и призывает близких этих людей своими молитвами продолжить их дело избавления от грехов, совершенных при жизни. Молитвы церкви, и благие дела, совершаемые живыми за умерших, могут содействовать, согласно учению Церкви, избавлению раскаявшегося грешника от адских мук.

Зачем молиться об умерших и общаться к Церкви, если Христос уже спас души всех грешников своим сошествием в ад и воскрешением?

Христос своим сошествием в ад и выведением оттуда душ праведников открыл людям дорогу в Райские кущи, избавив человечество от тяжести первородного греха, который приводил всех умиравших в ад. Однако Господь не может умалить свободу человеческой воли и насильно спасти душу умершего – человек должен сделать к тому хотя бы один шаг. А Церковь предстательствует пред Богом за умерших, и помогает его близким получить помощь для молитвенного поддержания души покойного.

Узнаем ли мы друг друга в мире загробном? Будут ли наши близкие благодарны нам за молитвы?

Да, подобное учение, которого придерживаются почти все народы земли, разделяет и Православная Церковь. В возможность встретиться с умершим в загробном мире веровал еще древний мир, и Новый Завет подтвердил эту веру: христиане полагают, что люди после смерти сохранят свои личности. Эта вера возможность взаимного свидания за гробом с близкими людьми особенно ценна в момент прощания с умершим. Молитвами мы не только помогаем душе покойного получить лучшую посмертную участь, но и показываем свою любовь к ушедшему, подтверждая для него, что его смерть не является препятствием для выражения нашего благого к нему расположения. Несомненно, учит Святая Церковь, посмертная встреча с тем, за кого вы возносили молитвы к Господу, будет преисполнена радости.

Верно ли, что православным нельзя молиться о людях, которые умерли без покаяния и причащения?

Нет, это неверно. Церковь строго различает тех людей, которые умирают в без покаяния и без приобщения Христовых Тайн по собственной воле, и тех людей, кто просто не успел пред своей кончиной сподобиться таинства покаяния и евхаристии. Поэтому, хотя о вольных самоубийцах или нераскаявшихся еретиках Церковь не молится, обо всех, кто умер «напрасной», то есть случайной или насильственной смертью, или просто не имел рядом священника в момент кончины, молиться православным можно и нужно.

Если и умершие с покаянием грешники находятся в аду, то как же им могут помочь молитвы, ведь в Евангелии сказано, что из ада нет избавления и на небо оттуда не переходят?

Действительно, в одном месте Священного Писания – в 16 главе Евангелия от Луки говорится, что из ада нет избавления и перехода в Рай. Однако речь в этом фрагменте идет о времени до распятия и сошествия Иисуса в ад, а ведь туда он спустился после своей смерти именно для того, чтобы вывести оттуда всех ветхозаветных праведников и всех, уверовавших в него. Для верующих в Господа Иисуса спасение даже из ада сделалось возможным после того, как Спаситель разрушил ад. Поэтому Православная Церковь и молит Господа об избавлении именно из ада, а не из какого-либо другого места душ, отошедших из мира с покаянием.

Если вследствие молитв близких и после смерти отпускаются некоторым христианам грехи, то как же возможен будет Страшный Суд, на котором каждый будет оценен по заслугам своей жизни?

Да, в послании апостола Павла к Коринфянам говорится, что в день Последнего Суда «каждый должен получить соответственно тому, что делал, живя в теле» (Кор. 5,10). Но никакого противоречия с учением Церкви о возможности посмертного прощения тут нет, ведь речь идет о том, что эти христиане сами, находясь еще в теле, положили начало к избавлению от грехов собственным раскаянием пред своей кончиной. Поэтому Церковь так настаивает на принесении покаяния на предсмертном одре: таким образом умирающий делается достойным достойными молитв близких и получает шанс на избавление от загробных мук, даже если при жизни успел нагрешить изрядно. Получается, что, по милосердию Господа, наказание грешников, которые они получают после смерти, не является окончательным, и вплоть до самого Страшного Суда у каждого еще имеется длинный период времени, в продолжение которого молитвы за него могут повлиять на его судьбу в вечности.

Не являются ли молитвы напрасной тратой времени, если мы точно не знаем посмертной участи умерших – возможно, те, за кого мы молимся, уже не нуждаются в этом, поскольку находятся в Раю?

Нет, согласно учению Церкви, молитвы за умерших никогда не напрасны. Молиться следует за всех, скончавшихся в православной вере и с покаянием, а вот решение того, о ком принять, а о ком отвергнуть наши молитвы уже принадлежит Господу. Молитвы о тех людях, которые уже находятся на небе, может быть, и не полезны им, но и не вредны, а вот самим молящимся они дают очень много блага, поскольку, как сказано в Священном Писании, «молитва моя в недро мое возвратится» (Псалом 34, 13) и «мир ваш, к вам возвратится» (Евангелия от Матфея. 10, 13). А вот молитвы о всех, благочестиво скончавшихся, однако не успевших принести плодов своего покаяния, и потому не удостоившихся еще Царствия Небесного, могут сильно повлиять на их посмертную участь.

Если молитвы за умершего так действенны, то зачем вообще при жизни быть благочестивым и соблюдать заповеди – не лучше ли грешить в свое удовольствие и просто завещать потомкам молиться за себя?

Церковь учит так: ни молитвы друзей и сродников, ни богатые дары и жертвы не могут помочь душе того умершего, который во время земной жизни пороками и нечестием погасил в себе дух Христа. Даже называясь христианином, можно так прожить жизнь, что по смерти получить воздаяние горшее, чем язычники – таким людям молитвы никогда не помогут выйти из вечной тьмы в царство святых. Сравнить это можно с засеванием поля: если в землю брошено зерно, потерявшее жизненную силу еще в житнице и поврежденное внутренне, то оно не способно произрасти вне зависимости от того, сколько будут поливать и удобрять землю.

29 октября 2021
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок