Представления ацтеков о смерти
Цивилизация ацтеков процветала на территории современной Мексики в период XIV – XVI веков. Их столица, Теночтитлан (современный Мехико), к 1500 году была самым густонаселенным городом мира. Хотя ацтекская империя была уничтожена испанскими конкистадорами и колонизаторами, этот индейский народ сохранился до сих пор, и на сегодняшний день его численность достигает 1,5 миллиона человек. В историю ацтеки вошли как одна из самых причудливых индейских культур, поразившая европейцев богатством своей мифологией и ужаснувшая миссионеров своим культом смерти.
Ацтеки верили, что смерть – это важный этап в круговороте жизни. Умирая, душа человека возвращалась из мира живых в мир загробный, а рождаясь, человек покидал мир духов. Так что для ацтеков смерть виделась одновременно и как начало, и как конец. Подобные верования привели к возникновению сложных практик и верований, связанных со смертью.
Жертвоприношения – основа ацтекской религии
Одна из самых характерных черт ацтекской религии – это жертвоприношения, в первую очередь человеческие. Хотя такие жуткие ритуалы не уникальны для древних ацтеков, этот народ отметился их поражающим воображением масштабом. Оценки могут разниться, но в среднем историки приводят цифры в тысячи убитых людей ежегодно. Постоянные жертвоприношения привели к тому, что империя ацтеков регулярно вели войны с соседями с целью захвата пленников.
Принося человеческие жертвы своим богам, ацтеки верили, что поддерживают мировой баланс, обеспечивают богов слугами и воинами, подпитывают солнце. В ацтекском мифе о сотворении мира боги пожертвовали собой, чтобы поддержать своего слабого собрата, который, в свою очередь, отдал свою жизнь, чтобы возродиться в качестве солнца. Однако этой изначальной жертвы было недостаточно: божества также призвали ацтеков постоянно совершать человеческие жертвоприношения, чтобы поддерживать движение солнца и возмещать небожителям за их жертвы.
Четыре пути для умерших
В отличие от множества других культур, ацтеки верили, что загробная жизнь человека определяется не тем, как он жил, а тем, как он умер. Поскольку жертвоприношения играли важную роль в ацтекской культуре, воины и ритуальные жертвы пользовались особым почетом. Платой за это была непостоянная и короткая жизнь и мучительная смерть. В зависимости от обстоятельств кончины, ацтека ждало путешествие в один из краев света.
Воины, которые погибли в битве или при жертвоприношении, могли отправиться встречать солнце в ацтекском «раю» на востоке, либо присоединиться к богу войны Уицилопочтли в его вечной битве с тьмой. Считалось, что гибель в бою или на алтаре пополняет войско Уицилопочтли и отсрочивает конец света на 52 года.
Женщины, умершие при родах, считались такими же мужественными и благородными, как и умершие воины. Они отправлялись в рай на западе, где встречали солнце на закате.
Люди, умершие страшной смертью (таковой считалась гибель от молнии, утопления, определенных болезней или особенно жестоких смертей) отправились в Тлалокан, рай бога дождей Тлалока, расположенный на тринадцати небесах.
Ацтеки считали, что их соплеменников, умерших от обыденных болезней, от старости или ничем не примечательной смерти, ждет печальная участь. Им предстоит отправиться в северный загробный мир Митлан. Попав в Митлан, человек должен был пройти через суровую местность и преодолеть множество испытаний, чтобы спуститься с верхнего уровня Митлана до последнего девятого уровня.
Этот мрачный путь для тех, кто умер ненасильственной смертью, подчеркивает, как ацтеки воспринимали и жизнь, и её окончание. В целом, люди, которые скончались от преждевременной, но почетной смерти, были более уважаемы, чем люди, избежавшие такого конца и дожившие до старости. Характерно, что для многих ацтеков было предпочтительнее ритуальное самоубийство, чем кончина в преклонном возрасте от естественных причин.
Захоронения ацтеков
Исследователи знают не так много о том, как именно были организованы захоронения ацтеков. Значительная часть могил в Тенотчитлане, столице индейской империи, располагалась под домами жителей города. Испанские конкистадоры, захватившие ацтекский мегаполис и основавшие на его месте колонию, не особо церемонились с жилищами и храмами «кровожадных варваров», из-за чего значительная часть культурного и архитектурного наследия ацтеков, включая захоронения, оказалась утрачена.
Малое число обнаруженных захоронений привело к тому, что ученые долгое время считали, что основным способом погребения ацтекской знати была кремация. Тем не менее, участившиеся в последнее время археологические находки под Мехико показали, что она не была единственным способом: порой знать хоронили и без сжигания.
Значительная часть сохранившихся останков ацтеков хранит на себе отпечатки насильственной смерти. Исследователи находили под Мехико пирамиды из многих сотен черепов, скелеты со следами от обсидиановых ножей и стрел. Большая часть подобных братских могил была обнаружена близ храмов и, вероятно, была следствием кровавых особенностей ацтекских религиозных праздников. При этом массовые жертвоприношения в связи со смертью представителя знати не были распространены: археологи находили лишь единичные случаи массовых захоронений жертв вокруг знати.
Погребальный ритуал
Известно, что у ацтеков была распространена кремация. Как правило перед сожжением умерших облачали в лучшие дорогие одежды, связывали так, чтобы они сидели на корточках, и заворачивали в ткань. Правителей и знать хоронили в каменных гробницах. Иногда жену и слуг умершего представителя знати приносили в жертву, чтобы положить их останки в могилу к умершему.
В некоторых случаях человека хоронили или сжигали вместе с все еще живой собакой. Ацтеки полагали, что собака станет полезным проводником в подземном мире, каким она была для бога ветра Кецалькоатля во время его путешествия к Миктлану.
Умерших хоронили или кремировали вместе с предметами обихода, которые должны были помочь в их путешествиях по Миктлану:
- продукты питания;
- воду;
- одеяла;
- нефритовую бусину, заменяющую сердце;
- бумагу;
- одежду;
- дары для властителей загробного мира.
По данным одних историков, ацтеки верили, что души, добравшиеся до конца Миктлана, обретают покой. По другим исследованиям, предания гласили, что души вечно терзаются в загробном мире, обретая покой лишь один день в году. Этот день и сейчас празднуется на территории Мексики как День Мертвых.