Представления буддистов о загробной жизни
В основе буддизма лежат четыре благородных истины:
- существование страдания;
- существование желания, порождающего страдания;
- существование состояния без страдания – нирваны;
- существование пути достижения нирваны.
Среднестатистический человек (патхаджана) не может устоять перед своими страстями, вследствие чего постоянно испытывает страдания. После смерти его ждёт непрерывный цикл перерождений в высших или низших мирах, в зависимости от его деяний и желаний в текущей жизни. Этот бесконечный круговорот рождений и смертей называется сансара (иначе - самсара). С санскрита данное слово обозначает «блуждание» или «странствование».
Шесть миров или шесть путей перерождения
Представленные в буддизме шесть миров являют собой разное качество жизни:
- Мир богов (дэвов) – путь наслаждения.
- Мир полубогов (асуров) – путь власти.
- Мир людей – путь разумного принятия решений.
- Мир животный – путь потакания сиюминутным потребностям.
- Мир голодных духов (претов) – путь страстных желаний.
- Мир адских существ (нараков) – путь злобы, агрессии и зависти.
- В следующей своей реинкарнации человек попадет в мир, который соответствует тому, чем он руководствовался человек при жизни. Привилегированным считается мир людей, поскольку только в этом случае ипостась может самостоятельно решать свою дальнейшую судьбу.
Выход из сансары
Пресечь цикличность перерождений поможет путь (марга) избавления от страданий. Иначе его называют Восьмеричный путь, поскольку он включает в себя восемь ступеней развития:
- Правильное воззрение. Найти мотивацию своим действиям.
- Правильное намерение. Постоянно следует взращивать в своей душе метту – доброту ко всем живым существам.
- Правильная речь. Ложь, брань, пустословие, слухи, глупость и прочие негативные формации должны быть исключены.
- Правильное поведение. Табуированные действия: убийство, воровство, опьянение, распутство и ложь.
- Правильный образ жизни. Не причинять страданий другим живым существам и придерживаться благородного труда.
- Правильное усилие. Сосредоточить силы на достижение просветления.
- Правильное памятование. Осознанность всех своих действий.
- Правильное сосредоточение. Практиковать глубокую медитацию и концентрацию мыслей.
Достижение нирваны
Вступившего на Восьмеричный путь ожидает не более 7 перерождений. При этом он отличается от обычного человека тем, что уже не переродится в трёх низших мирах – животных, претов и нараков. Тем не менее, просветление не даётся сразу. Человек проходит 4 уровня:
- Сротапанна – вступивший на путь;
- Сакридагамин – единожды возвращающийся в мир людей;
- Анагамин – не возвращающийся в мир людей, но способный реинкарнировать в Сфере форм (божественных мирах);
- Архат – достигнувший нирваны и более не способный к перерождению.
- Формально высшей целью всех живых существ является выход из круговорота перерождений и достижения конечного состояния нирваны.
Конец света в буддизме
Понятия «Конец света» в классической трактовке буддизм не приемлет. Бытие вечно и бесконечно, однако может быть разбито на бесконечное количество Больших кальп – принятых единиц измерения времени. По истечению одной кальпы все миры разрушаются, но в начале следующей кальпы мироздание вновь «разворачивается».