Представления буддистов о загробной жизни

В основе буддизма лежат четыре благородных истины:

  • существование страдания;
  • существование желания, порождающего страдания;
  • существование состояния без страдания – нирваны;
  • существование пути достижения нирваны.

Среднестатистический человек (патхаджана) не может устоять перед своими страстями, вследствие чего постоянно испытывает страдания. После смерти его ждёт непрерывный цикл перерождений в высших или низших мирах, в зависимости от его деяний и желаний в текущей жизни. Этот бесконечный круговорот рождений и смертей называется сансара (иначе - самсара). С санскрита данное слово обозначает «блуждание» или «странствование».

Шесть миров или шесть путей перерождения

Представленные в буддизме шесть миров являют собой разное качество жизни:

  • Мир богов (дэвов) – путь наслаждения.
  • Мир полубогов (асуров) – путь власти.
  • Мир людей – путь разумного принятия решений.
  • Мир животный – путь потакания сиюминутным потребностям.
  • Мир голодных духов (претов) – путь страстных желаний.
  • Мир адских существ (нараков) – путь злобы, агрессии и зависти.
  • В следующей своей реинкарнации человек попадет в мир, который соответствует тому, чем он руководствовался человек при жизни. Привилегированным считается мир людей, поскольку только в этом случае ипостась может самостоятельно решать свою дальнейшую судьбу.

Выход из сансары

Пресечь цикличность перерождений поможет путь (марга) избавления от страданий. Иначе его называют Восьмеричный путь, поскольку он включает в себя восемь ступеней развития:

  • Правильное воззрение. Найти мотивацию своим действиям.
  • Правильное намерение. Постоянно следует взращивать в своей душе метту – доброту ко всем живым существам.
  • Правильная речь. Ложь, брань, пустословие, слухи, глупость и прочие негативные формации должны быть исключены.
  • Правильное поведение. Табуированные действия: убийство, воровство, опьянение, распутство и ложь.
  • Правильный образ жизни. Не причинять страданий другим живым существам и придерживаться благородного труда.
  • Правильное усилие. Сосредоточить силы на достижение просветления.
  • Правильное памятование. Осознанность всех своих действий.
  • Правильное сосредоточение. Практиковать глубокую медитацию и концентрацию мыслей.

Достижение нирваны

Вступившего на Восьмеричный путь ожидает не более 7 перерождений. При этом он отличается от обычного человека тем, что уже не переродится в трёх низших мирах – животных, претов и нараков. Тем не менее, просветление не даётся сразу. Человек проходит 4 уровня:

  • Сротапанна – вступивший на путь;
  • Сакридагамин – единожды возвращающийся в мир людей;
  • Анагамин – не возвращающийся в мир людей, но способный реинкарнировать в Сфере форм (божественных мирах);
  • Архат – достигнувший нирваны и более не способный к перерождению.
  • Формально высшей целью всех живых существ является выход из круговорота перерождений и достижения конечного состояния нирваны.

Конец света в буддизме

Понятия «Конец света» в классической трактовке буддизм не приемлет. Бытие вечно и бесконечно, однако может быть разбито на бесконечное количество Больших кальп – принятых единиц измерения времени. По истечению одной кальпы все миры разрушаются, но в начале следующей кальпы мироздание вновь «разворачивается».

5 сентября 2019

Возможно, вам будет интересно: