Представления инков о загробной жизни
Цивилизация инков считается наравне с ацтеками одной из величайших в Америке. Её упадок связан с завоеваниями испанцев XVI-XVIII веков. Целью новых хозяев были драгоценности, потому храмы поддавались нещадному разграблению, а золотые предметы религиозных культов вывозились в Старый Свет. Уничтожению инкской культуры поспособствовали и миссионеры, обращающие «дикарей» в истинную веру. Католическим священникам тем легче было это сделать, ибо сам уклад жизни индейцев был построен на предрассудках и глубокой вере в божественную сущность правителей, как нынешних, так и пришедших извне.
Во времена испанской экспансии пантеон инкских богов постепенно уничтожался, изводился на нет. С лёгкой руки Церкви бог загробного мира Супай превратился в демона, а змей Амару – в библейского Змея-искусителя. До наших времён дошли лишь отголоски давних индейских мифов. Разрозненные сведения передают из уст в уста старики племён, живущие в резервации, да часть информации можно отыскать в личных записях первых миссионеров.
Строение мира
Религия инков политеистична. Демиургом считался бог Солнца Виракоча. Остальные божества пребывали в одной из трёх сфер:
- Ханан Пача – божественном вышнем мире,
- Кай Пача – земном мире животных, растений и людей,
- Уку Пача – подземном мире, где обитают умершие и ещё не родившиеся.
Мифология инков вобрала в себя верования соседствующих народов: мочика, уари, чанки, чачапояс и других. Смешение привело к преображению первичных легенд, добавлению новых богов или фактов. Индейцы наделяли сверхъестественными способностями природные объекты. Горы и холмы считались священными местами «уака», в которых Божественный мир Ханан Пача соприкасался с Земным. Всего на территории Царства Инков насчитывалось около 350 таких «уака». Разломы в земной коре, фонтаны и пещеры считались местами проникновения Подземного мира Ука Пача в мир живущих.
Согласно верованиям инков на Земле одновременно существует несколько миров. Переход между ними может быть случаен или запланирован. В наши дни такое представление назвали бы параллельными реальностями.
Уку Пача – подземный мир
Нижний мир в центре Земли в представлении инков был холодным и тёмным местом. Располагается он ниже русла рек, во глубине земли. Здесь пребывают души не рождённых людей, сюда же приходят после смерти души умерших. О реинкарнации нигде не упоминается, наоборот, индейцы считали, что люди после своей смерти продолжают жить в невидимом мире.
В Подземном мире также обитали предводитель бог смерти Супай, змеи Сача и Яку. О последних сведеней в свободном доступе не осталось. Вероятнее всего это ипостаси змея Амару, продолжающие жить в Уку Пача, ибо им нет доступа в верхние миры.
Супай – предводитель демонов и бог смерти
Супай или Андский дьявол считался Лордом Подземного мира. Ему приписывалось всё зло, когда-либо существовавшее на Земле. В то же время, приносил он беды только тем людям, которые смели подшучивать или насмехаться над ним. Существовали и адепты Супая, подносившие ему дары и просившие помощи в своих неблаговидных делах.
Супай также выступал как хранитель дороги, по которой души будут спускаться в Подземный мир. В его власти было проявить благосклонность к умирающим. Бог смерти устанавливал баланс между злом и добром, никогда не перевешивая чашу.
Существует мнение, что именно католические священники наделили Супая отрицательными качествами. На языке кетчуа Supay означало «тень», и скорее всего отождествляло оборотную сторону жизни, а никак не демона в христианском понимании. Отождествление же со Вселенским Злом пошло от довольно-таки устрашающего вида Властителя Уку Пача. Огромные глаза, клыки, хвост и козьи ноги не добавляли привлекательности божественному образу, а сопровождающий появление запах серы, так вообще идентифицировали последнего с Сатаной. К слову, запах серы – явное наложение библейского дьявола на сущность Супая, поскольку в Подземном мире инков не было запахов, и даже табак курили не ароматизированный.
Змей Амару – посредник между мирами
Гигантская змея Амару отождествляла у инков мудрость, власть и жизненную силу воды. Порождение Радуги, он навевал на людей страх своим появлением. У разных общин о нём складывали различные легенды. Одни наделяли змея оленьими рогами, крыльями летучей мыши и короткими толстыми ногами. Другие приписывали ему две головы. Суть змея остаётся одна: они помогают душам пересечь миры и сопровождают шаманов в их странствиях.
Инкские похороны
Будничная жизнь индейцев проходила в беспрестанном труде и тягостях. Похороны при этом представляли противоположность и были достаточно торжественным мероприятием. Тело умершего обряжали в праздничные одежды, накрывали циновками и усаживали возле дома, выставляя перед погребением на всеобщее обозрение. Гостям накрывали стол, после пиршества пели ритуальные грустные песни и исполняли ритуальные танцы. В знак траура женщины обрезали себе космы и чернили лицо сажей, мужчины ограничивались чёрными одеждами. Период скорби длился 5-8 дней, по императору – год.
В день похорон усопшего укладывали в позе эмбриона и зашивали в шкуру ламы. Рядом с умершим клали пищу, личные вещи и драгоценности. Для инков важно было, чтобы тело не предавалось огню, поскольку тогда оно не могло мумифицироваться и превратиться в ма́льку (мумию).
Сами захоронения имеют различные вариации. Часть народностей укладывали в одну могилу несколько тел. Другие рыли небольшую гробницу имитирующую бутылку с узким горлышком, через которое спускали труп. Третьи долбили ниши в камне. В наши дни останки просто размещают в могиле на кладбище.
Через несколько дней родня вновь собиралась вместе, молилась, приносила на могилу еды умершему, а затем поминала усопшего с плачем, песнями, восхвалениями и выпивкой.
После смерти
Для индейца существование на Земле не прерывалось смертью. Его душа продолжала обитать среди живых в бестелесной ипостаси. У этой сущности были свои желания и потребности. В то же время сам труп также продолжал «жить». Для его сохранения применяли бальзамирование и укутывание в душистых травах.
Малки, или могилы предков, стояли по важности сразу после уака, объектов великого поклонения. К ним приносили еду, перья, ткани, всячески украшали захоронение. Делалось это для того, чтобы вторая жизнь умерших протекала с максимальным комфортом. Культ предков у индейцев был особо развит. Губернатор Франсиско де Борха в отчёте испанскому королю указал на наличие 10422 идолов и 1365 тотемных мумий, коим поклонялись инки.