Представления христиан о загробной жизни

Являясь одной из мировых религий, христианство имеет собственное представление о том, что ждёт человека после его смерти. Детали можно прочесть непосредственно в самом Священном Писании. Здесь же будет подано упрощённое описание загробной жизни для уверовавших во Христа и Царствие Небесное.

Первые три дня

В первые три дня после смерти душа ещё находится на земле. Она имеет шанс посетить те уголки планеты, куда не могла попасть при жизни. Или, наоборот, провести всё это время рядом со своими родными, возле памятных мест. Телесные оковы уже не сковывают душу, но чтобы она не пребывала в замешательстве, к ней приставлены два сопровождающих Ангела.

Считается, что привязанный к материальным ценностям человек после наступления летального исхода будет привязан к вещам: его душа будет находиться возле новой машины, квартиры или прочих дорогих предметов обихода. Добродетельная личность в первую очередь будет заботиться о близких, и потому её душа отправится в места, где совершались добро и царила правда.

На третий день, совпадающий в православии с днём погребения, душа возносится на Небеса. Мягкие тапочки заглушают шаги, чистые одеяния освобождают помыслы умершего от телесной скверны. Таким образом душа умершего, отрешившаяся от всего земного, первый раз предстаёт перед Господом для поклонения.

Следующие шесть дней

Следующие шесть дней душе усопшего позволено увидеть красоты Рая, посмотреть на обитель святых, возрадоваться постоянному пребыванию под сенью Божией благодати. Под воздействием этих видений праведная душа изменяется, преобразовывается, становится готовой принять Вечную Жизнь. Если же почивший вёл греховную жизнь, то при виде данного благоденствия он начинает укорять себя за совершённое ранее. Приходит осознание, чего будет лишена душа, потакавшего своим прихотям и растраченная на одни удовольствия.

На девятый день душа вновь приходит на поклонение к Господу. В это время в Церкви правятся службы за упокой преставившегося, справляется панихида, возносятся молитвы родственниками.

Оставшиеся тридцать дней

После того, как душа увидела благости Небес ей предстоит 30 дней пребывать в Адовых чертогах и осознать какие муки следуют за всевозможные прегрешения. Только праведно поступавший человек будет взирать на это исподволь, а согрешивший – претерпевать истинные мучения. Собственно говоря, в Библии нет достоверных указаний о том, что собой представляет Ад. Редкие цитаты указывают на кромешную тьму, посреди которой расположено озеро огненное:

Ведь Бог не пощадил даже ангелов, когда те согрешили: Он заточил их в ад и предал цепям вечного мрака до Дня Суда.
(2-е Петра, 2:4)

и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
(Иуды, 1:6)

И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
(Откровение, 20:14)

Православие: Мытарства блаженной Феодоры

В сочинении Х века «Житие преподобного Василия Нового», написанном его учеником Григорием, изложены препятствия, которые встречает душа умершего во время путешествия по Адским чертогам. Списаны они с видений о мытарствах блаженной Феодоры, что была в услужении у Василия Нового и приходилась кормилицей византийского патриция Константина. Данный апокриф достаточно сдержанно воспринимается самими священнослужителями, но очень популярен в народном фольклоре.

Согласно сочинению, с рождения к каждому человеку приставлены Ангел и Бес, ведущие каждый свой учёт добрых и злых деяний, совершённых на протяжении жизни. На пути преодоления каждого из 20 препятствий (мытарств) Ангел и Бес соотносят свои списки. Если количество добрых дел перевешивает – то усопший переходит к следующему испытанию. В противном случае Бес уносит душу в Ад. При равновесии побеждает человеколюбие Божие. Также молитвы живущих могут восполнить недостаток добрых деяний против прегрешений.

Важно! К учёту предъявляются неотпущенные, неосознанные и забытые грехи, в которых человек не исповедался и не раскаялся при жизни.

Католицизм: 9 кругов Ада

В свою очередь католики опираются на изложение подземного мира в «Божественной комедии» Данте Алигьери. И хотя это сочинение тем более нельзя причислять к каноническим библейским текстам, описанные в нём 9 кругов Ада прочно вошли в лексикон верующих.

Сравнительная таблица между мытарствами и кругами Ада

Если провести параллели между мытарствами у православных и кругами Ада у католиков, то выйдет примерно такое:

Круги Ада Мытарства Феодоры
1-й круг: Лимб
Наказание: скорбь
--
2-й круг: Любодеи, блудницы, поддавшиеся страсти
Наказание: Сильные ветра
Мытарство 16 – Блуда
Мытарство 17 – Прелюбодеяния
3-й круг: Обжоры и чревоугодники
Наказание: Гниение под палящим Солнцем, пожирание чрева Цербером
Мытарство 4 – Чревоугодие
4-й круг: Транжиры и скупые
Наказание: Вечный спор
Мытарство 6 – Сребролюбие и скупость
5-й круг: Ленивые и гневливые
Наказание: Увязание в болоте, драки в трясине
Мытарство 5 – Леность
Мытарство 12 – Гнев и ярость
6-й круг: Город Дит для еретиков и лжеучёных
Наказание: Призраки лежат в горящих могилах
Мытарство 1 – Празднословие
Мытарство 15 – Чародейства, обаяния, призывания бесов
Мытарство 19 – Ересей
7-й круг: Разбойники, вандалы и самоубийцы, содомиты и богохульники
Наказание: В кипящей реке из крови надлежит прятаться от стрел кентавров
Мытарство 13 – Злопомнение
Мытарство 14 – Убийство
Мытарство 18 – Содомских грехов
Мытарство 20 – Немилосердия и жестокости
8-й круг: Обманщики всех мастей
Наказание: 10 рвов в которых жертв потрошат, стегают, варят в смоле и т. п.
Мытарство 2 – Ложь
Мытарство 7 – Лихоимство (ростовщичество и взяточничество)
9-й круг: Холодное озеро Кацит для предателей
Наказание: Пребывание в полынье по шею
Мытарство 3 – Осуждение и клевета
Мытарство 8 – Неправды (оправдание виновных и осуждение невинных)

Помимо прямой аналогии, для части мытарств не нашёлся соответствующий круг Дантового Ада:

Мытарство 10 – Зависть
Мытарство 11 – Гордыня

Частный Суд

Воззрив на красоты Рая и ужасы Ада, душа вновь предстаёт перед Господом для осуществления Частного Суда.

И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
(Откровение, 20:12)

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. (Откровение, 20:15)

Вершат судебные дела Ангелы, которые являются орудиями Божией справедливости. Совершается Частный суд у подножия Животворящего креста при раскрытом Евангелии (Благой Вести). По деяниям жизненным оценивается дальнейшая участь до времени всеобщего воскресения из мёртвых (Второго пришествия) и окончательного Страшного суда.

Страшный Суд

Догмат о Судном дне является одним из основополагающих для Христианства в целом. Частный Суд является лишь предварительным этапом, ибо

Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну
(от Иоанна, 5:22)

и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий
(от Иоанна, 5:27)

Окончательное же решение судьбы человечества зависит от Иисуса Христа, что

приидет во славе Своей и все святые Ангелы с Ним
(от Матфея, 25: 31-32)

В Новом Завете даётся приблизительное описание того, что случится во время страшного Суда. Согласно Писанию Ангелы соберут в одном месте всех избранных и тех, кто поддался соблазнам и беззаконию. Страшному Суду будут подвергнуты как верующие, так и язычники, как деяния живших, так и слова, исторгнутые из уст, внутренние помышления и даже намерения.

Праведно жившие услышат

приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира
(от Матфея, 25:34)

Грешников же ждёт такой приговор:

идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его
(от Матфея, 25:41)

Резюме

Описания мытарств, кругов ада, Частного и Страшного Суда следует воспринимать как духовно-нравственное наставление жить праведно, соблюдать заповеди Божии и остерегаться злых деяний. А если уж согрешил, то следует признать в том свою вину и покаяться перед Господом.

7 ноября 2019

Возможно, вам будет интересно: