Профессиональные праздники работников похоронной сферы
Согласно российскому законодательству, профессиональные праздники устанавливаются в знак признания заслуг секторов экономики и различных сфер деятельности, а также тех людей, кто непосредственно в них занят.
Согласно статистике, в области похоронного дела России в начале ХХI века трудятся не менее ста тысяч человек: от водителей катафалков до могильщиков и сотрудников крематориев. И это только люди, непосредственно вовлеченные в процесс погребения – а ведь есть еще врачи-патологоанатомы, различные офисные сотрудники ритуальных агентств, похоронных бюро и ЗАГСов, проектировщики и строители кладбищ и колумбариев, инженеры-конструкторы печей для сожжения, скульпторы и каменщики, создающие надгробия, и многие, многие другие, кто не соприкасается с телами умерших непосредственно, но без кого современное погребальное дело представить себе невозможно.
Общее число людей, кого можно назвать имеющими профессиональное отношение к похоронной сфере, установить очень сложно, однако можно определенно сказать, что оно весьма велико. Несмотря на это, в стране до сих пор нет официального профессионального праздника «похоронщиков». Почему дела обстоят так, что было в прошлом и что планируется в будущем, расскажет вам эта статья
Проблемы на пути к профессиональному празднику
Самый очевидный вопрос, который возникает при рассмотрении идеи профессионального праздника – а насколько это вообще допустимое сочетание: «погребение умерших людей» и «праздник». Психологи называют такое «когнитивным диссонансом»: с одной стороны – всё правильно, каждый имеет право на профессиональный праздник, а с другой – ну как вообще можно сочетать тему похорон и официальные торжества с перечислением достижений и награждением выдающихся сотрудников?
Также такой праздник тяжело представить и с эстетической, и с организационной точки зрения. Здесь явно неприменимы традиционные формы почтения работающих в чествуемой профессии: торжественные марши, награждение передовиков труда, конкурсы и банкеты. Отдание последних почестей умершим и предание тел земле – не та область деятельности, где можно хвалиться какими-то достижениями, и уж тем более не тот род занятий, которые сочетается с весельем и соревнованиями. Но ведь при этом нельзя не признать, что все профессии ценны, и все люди, приносящие пользу обществу, достойны почёта и уважения.
Неоднозначная инициатива
Именно исходя из необходимости признания значимости профессии, несмотря на весь ворох перечисленных выше проблем, недавно, в 2020 году, руководитель Томского ритуального агентства Александр Шарабаев обратился к губернатору Томской области с письмом. В этом письме он отметил, что в России на сегодняшний день нет даты профессионального праздника у специалистов похоронной сферы, но при этом никто не может отрицать ценность их работы. Поэтому Шарабаев выступил с инициативой создания такого праздника, причем предложил выбрать дату 30 октября, чтобы решить еще одну общественную проблему: растущую популярность неоднозначного праздника Хэллоуин - ночи накануне Дня Всех святых в католической традиции. Празднование Хэллоуина в России год от года становится все масштабнее, но при этом отношение к нему у существенной части населения весьма напряженное. Поскольку этот праздник уже широко известен, а также связан с темой погребения и мертвецов, логично, по мнению Александра, наполнить его общественно значимым смыслом. Как отметил сам автор инициативы, сам он Хэллоуин не понимает, но «право отмечать любой праздник есть у каждого, а если люди и хотят почитать мертвых и радоваться смерти, необходима альтернатива, несущая смысл».
Соединить молодежную традицию с днем профессионального чествования работников очень непростой (как физически, так и эмоционально) отрасли – это было яркое предложение, вызвавшее бурную общественную дискуссию. В основном озвученная инициатива встретила непонимание и неприятие в обществе и у власти. Наиболее ярко против идеи заменить в России празднование Хеллоуина на «День похоронщика» выступил депутат Госдумы от «Единой России» Виталий Милонов. Парламентарий отметил, что такое предложение является совершенно неэтичным: «Считаю, что делать День похоронщика не нужно. Похороны ассоциируются с печалью, с состраданием. Похоронщики не должны тут праздновать».
Схожих позиций, пусть и не настолько грубо выраженных, придерживались многие другие комментаторы от общественных организаций. Губернатор Томской области, кому было адресовано изначальное обращение с предложением ввести профессиональный праздник, также идею отклонил.
Другие идеи
В результате активного обсуждения предложения Александра Шарабаева в прессе и обществе, была озвучена другая инициатива, с которой выступил президент «Союза похоронных организаций и крематориев России» Павел Кодыш. Согласно его предложению, выделять какой-то отдельный день для работников ритуальной сферы нет большого смысла, так как профессия, на его взгляд, недостаточно выделяется сама по себе из ряда прочих, направленных на поддержание общественной жизни. Исходя из этого он предложил «присоединить» могильщиков и похоронных агентов для празднования своего профессионального дня ко всему множеству работников жилищно-коммунального хозяйства и соцработников.
Аргументами в пользу такого решения были названы сходство предназначения похоронного дела с предназначением всей коммунальной сферы – обеспечение безопасности общественной жизни и благоустройство городской среды, а также фактическое организационное родство погребальной отрасли с деятельностью ЖКХ. К тому же, для отрасли ЖКХ в России давно существует свой профессиональный праздник, и его распространение на еще одну группу профессий не является настолько трудоемкой задачей, как учреждение новой даты.
При этом следует отметить, что тему профессионального праздника для работников похоронного дела поднимается не впервые. Еще в начале 2000-х годов озвучивался вариант организации «Дня работника ритуальных услуг» 2 апреля. Обосновывалось это тем, что отмечаемый накануне «День смеха» 1 апреля стал бы хорошим прологом для безболезненного и даже в чем-то ироничного обращения к теме смерти, что позволило бы снять остроту этической напряженности. Впрочем, что тогдашняя, что нынешняя инициативы не встретили широкого одобрения.
Почему вообще вопрос стал актуален в последнее время?
Почему «похоронщики», в отличие от металлургов, торговцев или работников культуры только сейчас подняли вопрос о празднике для своей профессии, а не в ХХ веке, когда погребальные практики и обряды переживали небывалую трансформацию? Дело в том, что долгое время все специалисты, имеющие отношение к погребению – приемщики и агенты бюро похоронных услуг, работники предприятий, производящих похоронные принадлежности (текстильщики, флористы, гробовщики и т.п.), камнеобработчики, литейщики и кузнецы, изготавливающие надмогильные сооружения; водители катафального транспорта, копатели могил и так далее – были мало связаны друг с другом.
Причинами тому являлись как огромная территория нашей страны и естественная удаленность друг от друга похоронных организаций, так и различная ведомственная принадлежность этих людей: скульпторы существовали в своем мире, могильщики в своем, врачи и сотрудники ЗАГСов в своем. Хотя определенное стремление к профессиональному общению в области именно похоронного дела наблюдалось на всем протяжении ХХ века, только к началу 1990-х годов за счет развития коммуникационных технологий и смены экономической формации оно стало приобретать организованные формы.
Именно в эти годы одно за другим стали возникать общественные объединения работников похоронной отрасли: «Межрегиональная ассоциация работников похоронных организаций» (МАПО) в 1993 году, «Ассоциация работников похоронных организаций России» (АРПОР) в 1996 и другие. Все они, в силу тех или иных обстоятельств, просуществовали недолго, но дали многим работникам, имеющим отношение к похоронному делу, ощущение сопричастности, что непосредственно и подняло вопрос существовании общей для них профессии «специалиста похоронной сферы», а вследствие этого – необходимости профессионального праздника.
Поскольку процесс профессиональной организации работников похоронной отрасли продолжается можно ожидать, что ближайшие годы будут отмечены еще немалым числом инициатив по созданию «Дня могильщика», «Дня ритуального агента» или «Дня работника похоронной сферы».