«Птичьи похороны» в Тибете и Иране
Термин «Птичьи похороны» может звучать так, будто обозначает похороны пернатых домашних питомцев, однако в действительности речь идет о похоронах человеческих, в ходе которых тело отдается на съедение хищным птицам. С древнейших времен большинство народов, населявших Землю, считали мертвецов опасными: некоторые культуры приписывали им способность оживать и вредить живым, другие утверждали, что в теле мертвого содержится скверна, которая отравляет природу вокруг себя, а иные, бывшие ближе всех к истине, были уверены, что мертвое тело является источником болезней. Так или иначе, каждая цивилизация на каком-то этапе своего развития осознавала, что мертвым не место среди живых и что с телами умерших собратьев надо что-то делать, как-то от них избавляться. Птичьи похороны – довольно редкое решение этой задачи, но так уж вышло, что некоторые народы, вдревности взявшие его на вооружение, практикуют его по сей день.
Тибетский буддизм
Птичьи похороны не являются данностью для буддизма как такового, однако стали распространенной практикой сперва на Тибете, а затем и в соседних регионах с превалированием тибетской ветви буддизма: например, в Монголии. Согласно учению Ваджраянского направления буддизма, тело является всего лишь тюрьмой духа, который, в свою очередь, ожидает реинкарнация в другом теле. При этом буддисты данного направления проповедуют доброту и сострадание ко всем животным. Из этих двух посылок тибетская ветвь буддизма произвела свой оригинальный вывод: следовательно, опустевшие оболочки, переставшие быть вместилищами человеческого духа, нужно отдавать на съедение животным, дабы они не лежали почем зря, а община верующих не упустила возможность помочь другим живым существам.
Обряд, называемый «бия гтор» (བྱ་གཏོར་), что примерно переводится как «милостыня для птиц» или «подаяние для птиц», производится в несколько этапов. Тело умершего фиксируют в сидячем положении на два дня, в течение которых лама читает над ним молитвы. Затем мертвецу ломают спину, чтобы тело можно было компактно сложить и стало легче транспортировать на место проведения последнего ритуала, которое, как правило, находится довольно далеко от населенного пункта и подчас не имеет нормальных подъездных путей. Члены семьи могут присутствовать на похоронной церемонии: в этом случае они хором читают молитвы и бьют в двусторонние барабаны. Однако считается нормальным, если все члены семьи во время похорон будут сидеть по домам и молиться за душу умершего – их участие в погребении не является обязательным.
По прибытии на место погребения в дело вступают участники ритуала, название роли которых на русский можно перевести как «костоломы»: сперва они жгут можжевеловые ветки, чтобы привлечь птиц-падальщиков. Затем, когда птицы начинают кружить над ритуальной площадкой, костоломы кладут покойного на камни, отрезают или сбривают ему волосы, после чего рубят и дробят тело топорами и специальными кувалдами. Когда под ударами инструментов всё мясо отделяется от костей, кости перетираются в муку, которая смешивается с ячменем, чаем и маслом из молока яка и подается воронам и ястребам – уже после того, как падальщики наедятся и улетят.
Если падальщики не хотят есть тело, то это считается дурным знамением: верующие могут счесть, что человек решил при жизни, раз его телом брезгуют животные даже после смерти. В настоящее время, однако, существует отговорка: тела современных мертвецов, как правило, напичканы медикаментами, которыми врачи пытались их спасти последние дни или недели их жизни, так что отсутствие аппетита падальщиков теоретически можно списать на последствия применения лекарств; о действенности и убедительности этой отговорки для верующих, однако, достоверных данных нет.
Существует традиция, согласно которой по окончании ритуала необходимо отпустить на волю яка, который транспортировал тело до места погребения. Потеря яка может быть основной статьей расходов в этом способе захоронения, который, очевидно, относительно экономичен во всех остальных отношениях, ведь не требует ни гроба, ни рытья могилы, ни замысловатых украшений. По этой причине в настоящее время многие люди просто не используют яков для транспортировки тел, а вместо этого предпочитают договариваться о похоронах в тех зонах, куда можно добраться на личном автомобиле или ином автотранспорте.
Сегодня птичьи похороны в тибетском регионе – это не единственный практикуемый способ похорон, но предпочтительный, особенно по отношению к самым дорогим и близким людям. Его неизбывная популярность, впрочем, обусловлена отнюдь не только сугубо религиозно-философскими соображениями. Экологическая система, в которой вот уже несколько тысяч лет живут люди в этом регионе, может считаться главным подозреваемым в деле о появлении и сохранении в тибетской ветви буддизма птичьих похорон. Больших водоемов для водных похорон тут нет, а почва Тибета представляет собой несколько сантиметров вечной мерзлоты поверх многокилометрового слоя камня, а значит вырыть даже небольшую яму – огромная проблема. Следовательно, погребение под землю становится каторжным, если вообще осуществимым предприятием. В то же время большая часть Тибета находится выше того уровня, на котором может произрастать большинство деревьев, а потому в тех районах, где хоть какие-то деревья таки есть, они редкие и маленькие. Из-за этого огненные похороны также исключаются: без использования современных кремационных печей сожжение одного человеческого тела, как мы хорошо знаем из опыта современной Индии, может потребовать 600, 700 и более килограммов дров. Таким образом, к птичьим похоронам местных жителей принуждает сама природа этих мест, а значит есть основания полагать, что если этот ритуал и изменится в обозримом будущем, то только вместе с климатом.
Зороастризм
Птичьи похороны в Зороастризме сильно отличаются от буддистских – настолько же, насколько отличаются их обоснования для таких похорон. Зороастрийцы полагают, что мертвое тело – сосуд скверны, вместилище демонов. Если его закопать, то демоны осквернят землю, если сжечь, то демоны отравят воздух. Как нетрудно догадаться, водные похороны отпадают по той же причине. По тем или иным причинам древние зороастрийцы не считали, что поедание птицами тел с демонами внутри может также привести к негативным последствиям, так что избрали этот способ.
Когда человек умирает, его тело относят на дахму – «башню молчания», специальное круглое каменное сооружение для погребения. Тела детей кладут в центр круга, тела женщин во внутренний круг, тела мужчин – во внешний. Когда падальщики оставят от тел только кости, а солнце достаточным образом их иссушит (обычно на это уходит год), эти кости будут собраны и помещены в костницу (оссуарий), что находится в этой же башне, где их растворят в извести и профильтруют в древесном угле и дождевой воде.
Использование дахм было объявлено в Иране вне закона в 1970-х, поэтому в настоящее время зороастрийцы при похоронах заливают трупы в цемент и бетон – чтобы сдержать демонов.