Стадии принятия горя
Потеря близкого человека — тяжелое испытание и удар по человеческой психике. Но как именно мы переживаем утрату и как мы с ней примиряемся? Пока наука не знает точного ответа на этот вопрос, но существует несколько моделей переживания горя. Одна из них была разработана психологом Элизабет Кюблер-Росс и известна как «пять стадий скорби».
Стадии горевания
Свою модель Кюблер-Росс основывала на беседах со смертельно больными пациентами и их родственниками — то есть людьми, которым ещё предстоит встретиться со смертью. Однако ее часто распространяют и на тех, кто совсем недавно пережил утрату. Согласно Кюблер-Росс, скорбящие проходят через пять стадий, длительность каждого чаще всего индивидуальна.
Отрицание
Это первая стадия, на которой человек инстинктивно пытается оградить себя от травмирующей информации. Смертельно больные, узнав о своём диагнозе, отказываются верить в него и могут даже попытаться поменять лечащего врача. Люди, у которых умер родственник, могут не сообщать окружающим о его смерти, держа ее в секрете от друзей и близких усопшего. Другие первое время могут считать, что известие о смерти родственника — это ложь, ошибка или розыгрыш. Однако со временем это отрицание проходит, и начинается следующая стадия.
Гнев
Когда отрицание не может продолжаться дальше, начинается гнев. Произошедшее кажется человеку несправедливым, и он злится от того, что столкнулся с трагедией, которую, по его мнению, не заслужил. На этой стадии характерна повышенная раздражительность, резкое и даже грубое поведение по отношению к окружающим. Фразы, которые часто можно услышать в это время, звучат так «Что я сделал, чтобы это заслужить?», «Почему это произошло именно со мной?».
Торг
Эта стадия по-разному проявляется у смертельно больных и у тех, кто потерял близкого. Первые пытаются найти любой способ избежать неотвратимого и продлить собственную жизнь. На этой стадии человек может попытаться резко изменить образ жизни: налаживать давно оборванные контакты с родственниками, извиняться перед тем, кого он серьезно обидел, увлечься альтернативной медициной и т.д. Те, кто недавно потерял любимого человека, постоянно перебирают в уме обстоятельства его смерти и задаются вопросом «А что, если бы тогда я…». Это тоже своеобразная форма торга, но происходящая уже пост-фактум.
Депрессия
На этой стадии человек оказывается сильно расстроен и подавлен, жизнь теряет для него смысл. Как правило, во время этого этапа человек замыкается в себе, «выпадает» из социальных активностей и проводит большую часть дня в одиночестве.
Смирение/Принятие
Это заключительный этап. Человек либо осознаёт неизбежность собственной смерти, либо же понимает, что ушедшего близкого не вернуть и примиряется с утратой. Боль, которую он чувствовал, утихает, и человек воспринимает конец или потерю как факт, со спокойствием и пониманием.
Дэвид Кесслер, соавтор Кюблер-Росс, позднее предложил ещё одну стадию: «Осмысление». Во время этого периода человек окончательно переживает и обрабатывает все эмоции, связанные с утратой, и выносит для себя эмоциональный урок, находит смысл в произошедшем и понимает, что ничего не было сделано или прожито зря.
Как помочь человеку на каждой стадии?
Главное, что важно для тех, кто хочет помочь человеку, переживающему скорбь и утрату — относиться с пониманием к его чувствам. Не сердиться на вспышки гнева во второй стадии, не досаждать нежелательной компанией во время периода депрессии, не высмеивать попытки торга. В то же время важно следить за тем, чтобы стадии депрессии не затягивались — можно предложить человеку как поддержку, так и помощь специалиста. Кроме того, во время стадии «торга» человек со смертельным диагнозом становится особенно уязвим для различного рода шарлатанов и мошенников. Необходимо особенно следить за тем, чтобы этого не произошло.
Может ли горевание происходить иначе?
Сама Кюблер-Росс отмечала, что далеко не всегда и не у всех людей можно четко выделить все стадии скорби. Некоторые могут пропустить одну из фаз, а у других фазы могут быть совмещены. Поэтому, если вы не наблюдается характерных фаз, выделенных в модели, ничего страшного нет: все люди индивидуальны и каждый переносит потерю по-своему, а модель пяти стадий описывает человеческие эмоции, но их порядок не является обязательным.
Есть ли другие теории в психологии?
Модель Кюблер-Росс — далеко не единственная теория, которой пользуются психологи. Более того, некоторые специалисты считают ее устаревшей и не вполне отвечающей современным научным критериям. Несколько клинических исследований, направленных на подтверждение гипотезы Кюблер-Росс, так и не смогли зафиксировать четкого продвижения человека от одной стадии скорби к другой.
Джордж Боннано, профессор клинической психологии университета Колумбия, изучает человеческую скорбь и травму в течение уже тридцати лет. Его исследования указывают на то, что большинство людей, в целом, достаточно легко переносит потерю. Вместо незаживающего шрама, о котором часто говорят психологи еще со времен Зигмунда Фрейда, у большинства людей психологическая устойчивость оказывается достаточной для того, чтобы в течение нескольких месяцев после трагического события вернуться к нормальной жизни. Для этого человеческий мозг может воспользоваться разными стратегиями — Боннано называет их «неприглядными механизмами преодоления» (coping ugly). Это может быть как и эгоистичное поведение, граничащее с нарциссизмом, так и неожиданная склонность к черному юмору, нарочито веселое поведение и подавление негативных эмоций.
В целом же Боннано выделяет четыре основных вектора поведения при травматических событиях:
- Устойчивость — наиболее часто встречающийся, который позволяет большинству людей преодолеть травматические события без особых последствий.
- Восстановление — относительно короткий период, в течение которого наблюдаются отклонения от поведения, признаки депрессии или синдрома посттравматического расстройства, с последующим восстановлением.
- Хроническая дисфункция — длительные периоды депрессивного поведения, продолжительностью до года и более.
- Отложенная травма или скорбь — отсутствие признаков травматического поведения сразу после события с их последующим проявлением.
Другое направление психологии, логотерапия, в основу которого легли работы Виктора Франкла, полагает, что человеческий мозг во всем ищет значение, извлекая смысл даже из травматических событий. И хотя потеря близкого человека сначала кажется бессмысленной и нелепой, вызывая отторжение и шок, со временем человек находит в ней некое знание для себя. Именно оно помогает ему примириться с утратой и пережить индивидуальную трагедию.
Ещё одна популярная модель, которой пользуются современные специалисты — так называемая двухслойная модель. Она выделяет два направления, с каждым из которых предлагается работать отдельно. Первое — это непосредственная физиологическая реакция организма на стрессовую ситуацию. Второе — эмоциональное состояние человека, его взаимоотношения с усопшим и пр.
Когда нужно обратиться к психологу?
Необходимость психологической помощи возникает чаще всего во время двух стадий: в самом начале, когда человек только столкнулся с трагедией, и позднее, когда начинается депрессивная стадия. В первом случае логичнее обратиться к психиатру: он может не только помочь советом, но и выписать успокоительные препараты, для которых необходим рецепт.
Если вы наблюдаете, что у человека началось депрессивное состояние, то не спешите настаивать на походе к специалисту: в большинстве случаев депрессия проходит сама. Если же она затягивается, если вы наблюдаете у человека потерю мотивации, отказ от ухода за собой, нанесение себе вреда или даже попытки наложить на себя руки — все это достаточное причины для того, чтобы обратиться к специалисту.
Следует учитывать, что психологическая помощь не может быть оказана человеку против его воли. Человек должен сам хотеть обратиться к специалисту, без этого помощь психолога будет неэффективной. Экстренная госпитализация и психиатрическая помощь возможны только в том случае, если человек представляет угрозу для себя и окружающих.
Вопросы и ответы
Недавно я потерял близкого человека, но не испытываю ни одного чувства, описанного в модели Кюблер-Росс. Это нормально?
Да, в этом нет ничего плохого или странного. Модель Кюблер-Росс не претендует на то, чтобы охватывать все случаи утраты и реакции на смерть и потерю. Каждый человек переживает смерть по-своему, универсальных «правильных» чувств тут нет. Вы можете испытывать множество разных, часто противоречивых эмоций одновременно, или же наоборот, ощущать эмоциональную опустошенность — в этом нет ничего страшного. Вы не заслуживаете осуждения. Но если вы испытываете тревогу или беспокойство по поводу собственных чувств, стоит обратиться к психологу.
Я потерял близкого человека достаточно давно, но не могу вернуться к нормальной жизни. Что делать?
Для части людей потеря близкого человека может послужить началом серьезного депрессивного эпизода. В этом нет ничего страшного или стыдного — такие случаи хорошо известны науке. В том, чтобы обратиться за помощью ко врачу, также нет ничего постыдного. Вы всегда можете получить помощь у психиатра или у психолога: специалист оценит ваше состояние и назначит подходящее лечение. Это может быть терапия, медикаменты или же сочетание этих двух подходов.
Мне кажется, что я недостаточно сильно скорблю по усопшему. Что делать?
Все проявляют чувства по-разному, и в случае с умершим лучше честные, но сдержанные чувства, чем показная и неискреняя скорбь. Ваши чувства — это ваши чувства, и вы не должны извиняться за них. Помните об этом и не поддавайтесь на попытки манипуляций.
Потеря близкого – испытание для многих, и важно помнить, что все переживают эту травму по-разному. Возможно, мы никогда точно не сможем установить, как именно проходить процесс скорби и ее преодоления в человеческом мозгу. А может, единого ответа попросту не существует. Но важно помнить, что все модели, созданные психологами, предполагают примирение с утратой. Боль, которую вы испытываете, не будет длиться вечно. Если у вас остались вопросы, обратитесь в наш круглосуточный контакт-центр по телефону +7 (495) 100-3-100 .