Реставрация московских некрополей
В Москве, как и во многих других крупных городах нашей страны, содержится огромное количество древних кладбищ, имеющих историко-культурную ценность. Эти некрополи, в свою очередь, подобно любым другим объектам историко-культурного наследия, нуждаются в регулярной реставрации,- которая, к сожалению, не всегда осуществляется своевременное и в надлежащем объеме. Однако в последние годы правительство Москвы и министерство культуры РФ ведут активные работы по реставрации захоронений и мемориалов, имеющих культурную значимость. Всего с 2011 в нашей столице было восстановлено более 1400 объектов культурного наследия и работы все еще идут, благодаря чему за последние десять лет более чем в пять раз сократилось число памятников, находящихся в плохом состоянии. Несмотря на то, что объем уже проделанных работ впечатляет, работы у московских реставраторов еще много. Наш материал будет посвящен некоторым некрополям и отдельным памятникам Москвы, которые либо были отреставрированы недавно, либо подлежат реставрации в самом ближайшем будущем.
Введенское кладбище
Введенское кладбище было основано в 1771 году в числе девяти некрополей, созданных указом императрицы Екатерины Великой в связи с Чумным бунтом. За свою более чем двухсотлетнюю историю Введенское кладбище стало последним пристанищем для бесчисленного множества знаменитых личностей. В частности, здесь покоятся 54 Героя Советского Союза, 27 Героев Социалистического Труда, 90 революционеров и старых большевиков, более 770 ученых, около 300 артистов, композиторов и дирижеров, 95 литераторов, более 80 художников, скульпторов и архитекторов, почти 200 заслуженных врачей, учителей, строителей, а также бесчисленное число прочих важных государственных и общественных деятелей из всех областей культуры, науки и экономики. Многие мавзолеи, склепы и памятники на Введенском кладбище создавались с привлечением знаменитых скульпторов и архитекторов. На данный момент юридический адрес Введенского кладбища - г. Москва, ул Наличная, дом 1.
Масштабные реставрационные работы под началом департамента культурного наследия столицы стартовали на Введенском кладбище еще в 2013 году. С тех пор лучшие специалисты столицы неустанно трудятся над тем, чтобы вернуть исторический облик различным сооружениям: так, за последние семь лет было отреставрировано более восьмидесяти надгробий, а также несколько мавзолеев. Глава столичного департамента культурного наследия Алексей Емельянов сообщает, что в 2021 реставрационные работы коснутся еще по меньшей мере еще десятка мавзолеев и нескольких могил. Как считает Емельянов, в течение ближайших нескольких лет властям удастся восстановить каждый памятник и каждое захоронение, состояние которого на данный момент можно оценить как неудовлетворительное. Пресс-служба Мосгорнаследия сообщает, что в течение 2021 и 2022 годов эксперты-реставраторы в ходе восстановительных работ приведут в порядок такие важные объекты, как могила биолога Н.К. Кольцова, католическая часовня А.А.Демонси, мавзолей графини Е.Ф.Мусиной-Пушкиной, часовня-усыпальница семьи Амлонг, мавзолей семьи Дельсаль, мавзолей Эмилии Быковской, мавзолей княгини М.И.Волконской а также многие другие важные памятники погребальной скульптуры и архитектуры. Большая часть этих объектов датируется серединой девятнадцатого века и на данный момент нуждается в серьезных восстановительных мерах, чтобы не обратиться в прах в течение ближайших десятилетий.
Новодевичий монастырь
Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь — это, вероятно, самый известный православный женский монастырь в Москве, а также один из наиболее известных и популярных памятников русского зодчества, который вскоре будет праздновать своё пятисотлетие. Новодевичий монастырь был создан в 1524 году при Василии Третьем, и в течение первых двух столетий своего существования он использовался не только по назначению, но также для заточения царственных особ женского пола. Большой удачей явилось то, что сформировавшийся в шестнадцатом-семнадцатом веках архитектурный ансамбль монастыря в значительной степени сохранился по сей день, что делает Новодевичий монастырь одним из важнейших в России памятников, объявленных ЮНЕСКО достоянием всего человечества (в качественного одного из образцов московской барочной архитектуры). Тем более примечательно, что Новодевичий монастырь, помимо всего прочего, также остается функционирующим по сей день, хотя и пребывает в совместном ведении Русской православной церкви и Государственного исторического музея.
В 2018 году правительство Москвы и министерство культуры начали работы по восстановлению памятников Новодевичьего монастыря. За минувшие с тех пор два года восстановлено было восемнадцать объектов историко-культурного наследия. Мэр Москвы С. С. Собянин так прокомментировал уже идущие и еще предстоящие реставрационные работы: “В этом году одновременно реставрируются сотни объектов. Напомню, что вообще за последние годы восстановлено около полутора тысяч объектов”. Примечательно, что восстановление башен, палат царевны Марии Алексеевны, больничных палат и усыпальниц проводилась при сохранении работоспособности монастыря - все это время здесь кипела жизнь и продолжались богослужения.
Что не менее важно, так это то, что с 2011 в Новодевичьем монастыре также активно ведутся реставрационные работы в некрополе. В течение последних лет там было восстановлено двадцать надгробий, который входят в перечень объектов культурного наследия. В ближайшие два года, согласно имеющимся планам, будет отреставрировано еще по меньшей мере семьдесят пять захоронений, в число которых, помимо прочих, входит могила Н.В. Гоголя. На данный момент разрабатываются реставрационные проекты, они должны будут полностью завершены к концу 2022 года.
Памятник Высоцкому на Ваганьковском кладбище
Более сорока лет тому назад не стало легендарного поэта и певца - Владимира Высоцкого. 35 лет назад на Ваганьковском кладбище появился посвященный ему памятник, автором которого стал скульптор Александр Рукавишников. По прошествии этих реставрацией памятника занялся его автор, однако, как вскоре заметили москвичи, Рукавишников внес в памятник некоторые изменения. В частности, при сопоставлении фотографий хорошо видно, что раньше на бронзовом лице были сомкнутые губы, а глаза смотрели в пространство чуть выше головы взрослого человека, сейчас рот памятника приоткрыт - и в целом, как отмечается, сейчас памятник стал куда больше напоминать Высоцкого в образе Глеба Жеглова из кинофильма “Место встречи изменить нельзя”. Когда от СМИ начали поступать вопросы касательно изменения облика, скульптор ответил, что это - вовсе не новый вариант, как многие посчитали, а как раз таки изначальный - тот, который планировалось делать с самого начала, но который власти создать не позволили. В 2020 году, 35 лет спустя, с согласия родственников и друзей поэта Рукавишников, как он сам полагает, привел памятник Владимиру Высоцкому именно в тот вид, в котором он задумывался и в котором он должен простоять еще многие десятилетия.