Русские воинские захоронения в Японии
Дипломатическим отношениям между Россией и Японией всего немногим больше 160 лет, что, конечно, сравнительно немного, да и большую часть времени отношения эти были, как известно, довольно турбулентными. Все имеющиеся на территории современной Японии русские захоронения в каком-то смысле являются воинскими, потому что подавляющее большинство из похороненных так или иначе были военнослужащими, однако для порядка их можно было бы разделить на два типа: могилы людей, скончавшихся в ходе дипломатических миссий, и могилы военнопленных. Дипломатические отношения между Российской империей и Японией были установлены в декабре 1854 года, и уже в этом десятилетии на территории страны восходящего солнца появились первые русские захоронения, причем гибли российские моряки и дипломаты отнюдь не только от болезней, но и насильственно: в те годы радикальные японские изоляционисты, выступавшие против установления каких бы то ни было международных отношений с другими государствами, нередко убивали иностранных граждан. Так или иначе, к настоящему моменту на территории Японии сохранилось множество захоронений россиян – по большей части они объединяются в «русские сектора» на общих кладбищах, однако есть и целое отдельное русское кладбище. Причем, здесь следует отдать должное японскому правительству, все захоронения иностранцев содержатся всецело за счет японского государства, и, насколько известно, оно не выставляет счетов за аренду и содержание кому бы то ни было, что помещает Японию в выгодном свете на фоне большинства стран.
Русское кладбище в Мацуяме
Это кладбище нельзя назвать самым известным, поскольку в действительности о нём мало кто знает за пределами Мацуямы – причем как в России, так и в самой Японии. Однако для жителей Мацуямы данное кладбище является важным памятником русско-японской войны 1904-1905 годов и уникальной местной достопримечательностью – как-никак, единственное в Японии исключительно русское кладбище.
В 1904-1905 годах в Мацуяме располагался самый большой японский лагерь для российских военнопленных. Именно сюда были этапированы матросы и офицеры известных многим россиянам по школьным урокам истории кораблей после сокрушительного поражения в битве за Порт-Артур: «Варяг», «Стерегущий», «Екатеринослав» – пережившие битву члены экипажей этих кораблей и оказались в Мацуяме, где провели около года. Если учесть, что в самой Мацуяме на тот момент проживало всего около тридцати тысяч человек, а военнопленных в лагере было более шести тысяч, то становится ясно, что на свой небольшой срок этот лагерь и его обитатели стали значительным фактором в жизни городка. Условия содержания пленных в этом лагере были довольно милосердными: им разрешалось время от времени покидать лагерь, а офицерам, имевшим счета в японских банках, открытые до войны, дозволялось пользоваться своими средствами, чтобы улучшить жизнь своих подопечных. Тем не менее, жизнь в плену все же была тяжелой, и за срок пребывания здесь от ранений, болезней и истощения погибло около пятисот солдат и офицеров. Именно для них и было создано кладбище. В межвоенный период, однако, оно на долгое время оказалось заброшенным, но вскоре после Второй мировой город взялся за его благоустройство.
Сегодня это кладбище располагается рядом с Мацуямским университетом, а его официальными попечителями являются Общество престарелых, Мацуямская женская ассоциация и Ученический совет одной из местных школ. Учащиеся местных учебных заведений (в частности, школы Кацуяма) вот уже на протяжение более сорока лет передают новым поколениям эстафету по уходу за этим кладбищем, которое сегодня считается местными жителями не только выгодной достопримечательностью, но и символом японо-российской дружбы.
Ежегодно в ноябре священниками Японской православной церкви здесь совершается торжественная панихида в качестве дани памяти павшим воинам. Как правило, церемонией руководит священник из Токусимского православного прихода, однако на важную годовщину сюда также съезжаются православные священники из Нагои, Токио, Киото, Осаки, Фукуоки и множества других городов.
Русское кладбище в Нагасаки
Первые иностранные захоронения в городе Нагасаки начали появляться еще в семнадцатом веке: поначалу это были китайские, а затем европейские путешественники, торговцы и миссионеры. Хоронили их на территории при буддийском храме Госиндзи, и на протяжение следующих двухсот лет здесь сформировалось целое иностранное кладбище. В 1853 году японские власти предоставили эту территорию для временного базирования служащих российского флота, и в 1858 на кладбище при храме Госиндзи появились первые русские могилы. Российская военно-морская база здесь просуществовала несколько десятилетий, и за это время кладбище из просто «иностранного» превратилось по большей части в «русское». Более того, в конце девятнадцатого века оно считалось самым русским кладбищем Японии, из-за чего его неоднократно посещали первые лица государства – в том числе будущий император Николай. Позже здесь же было похоронено некоторое количество солдат, погибших в ходе русско-японской войны, а затем – ряд бежавших в Японию с Дальнего Востока белоэмигрантов, спасавшихся от Гражданской войны. Наиболее известными могилами здесь можно считать захоронения двух генерал-майоров императорского адмиралтейства – В. Н. Китаева и Н. А. Егунова.
Кладбище для иностранцев в Хакодате
История кладбища в Хакодате схожая: с очень давних времён здесь существовал сектор для иностранцев, с 1834 году тут стали появляться первые захоронения российских подданных, а впоследствие здесь сформировался целый русский сектор, посреди которого в данный момент высится двухметровый памятный белокаменный крест. Также еще в 1859 при кладбище была возведена Церковь Воскресения Христова. В русском секторе Хакодатского иностранного кладбища преимущественно покоятся дипломатические работники и члены их семей.
Иностранное кладбище в Иокогаме
В Иокогаме иностранное кладбище возникло около 160 лет тому назад, а первые могилы российских подданных здесь появились в 1859 году. Площадь кладбища весьма велика и составляет более восемнадцати тысяч квадратных метров, и на нём, по официальным оценкам, покоятся останки почти пяти тысяч человек, однако доподлинно точные цифры выяснить уже не получится: в 1923 кладбищенский архив был уничтожен землетрясением. Появление здесь первых русских захоронений было связано с упомянутыми выше трагическими событиями: через год после установления между Россией и Японией дипломатических отношений сюда с миссией прибыл граф Муравьев-Амурский, и в ходе визита на его команду совершили нападение радикальные изоляционисты. Мичмана Романа Самуиловича Мофета и матроса Ивана Соколова похоронили на Иокогамском иностранном кладбище со всеми воинскими почестями. Несколько позже над их могилами был создан мемориальный комплекс. В последующие десятилетия на этом кладбище продолжали хоронить российских моряков, по тем или иным причинам умиравшим в Иокогаме или на пути сюда.