Смерть и похороны у марийцев
Марийцы – финно-угорский народ, проживающий полностью на территории России, преимущественно в республике Марий Эл, а также в других регионах Поволжья. Марийцев иногда несколько романтично называют «последними язычниками Европы». Этот народ действительно сохранил немало языческих традиций и верований. По меньшей мере до середины двадцатого века имел непрерывные линии жрецов-картов, хотя советская власть боролась с ними очень жестоко и, в конечном итоге, победила. Но как марийцы смотрели на смерть и похороны?
Какие бывают марийцы?
Надо оговориться, что мари вообще очень разные. Самая большая группа – луговые мари, несколько меньшая – горные. Кроме того, есть ещё так называемые северо-западные и восточные, или татарские, марийцы, хотя эти группы чаще объединяют с двумя более крупными. Кроме того, верность марийцев их традиционной религии очень сложно оценить. Представители этого народа жили под властью России много веков, и всё это время их пытались христианизировать. Причём обращение шло как «сверху» за счёт целенаправленных миссионерских кампаний и законов, так и «снизу», через смешанные браки и общение между отдельными деревнями.
В результате многие мари смешивают традиционные обычаи своего народа, и православные обряды, причём так делают и те, кто формально относит себя к язычникам, и те, кто причисляет себя к христианам или атеистам. Наконец, в 90-е годы возникла проблема, связанная с распространением реконструкции древней марийской религии, авторы которой что-то придумали, а что-то заимствовали из актуальных сохранившихся верований, ещё больше усложняя картину.
Традиционные похороны
Марийцы верили, что смерть приходит после того, как человеку «перерезает горло» дух Азырен. Это имя пришло в марийский от мусульманских народов Поволжья, веривших в ангела смерти Азраила (или Газраила у татар). Сразу после смерти рядом с покойным ставили стакан с водой, так как верили, что отлетевшую душу нужно «омыть» – этот обычай сохранился в некоторых местах до сегодняшнего дня. Затем усопшего обмывали, а также обряжали в похоронный костюм, который традиционно старались сделать максимально полным, включая обувь и головной убор. Сейчас дополнительные элементы одежды часто просто складывают в гроб. Срок похорон различался – где-то покойного провожали в последний путь прямо в день смерти, а где-то держали в доме одну или даже две ночи.
Хоронили мертвецов в земле, на кладбищах, которые не сильно отличались от русских, хотя и имели ряд особенностей. Во-первых, «настоящие» язычники ставили на могиле не крест, а столбик. Во-вторых, как и другие финно-угры, марийцы часто укладывали мертвецов в могилу не прямо, а на бок в позу эмбриона. Интересно, что иногда археологические раскопки находят смешенные могилы – с крестом сверху, но с уложенным на бок человеком внутри. Это служит хорошей метафорой смешения разных традиций.
Наконец, как и многие народы по всему миру, мари старались положить в гроб покойнику полезные вещи. Кроме одежды, хоронили инструменты, необходимые для его ремесла, личные вещи и украшения. Правда, надо оговориться, что поскольку мари на протяжении всей истории жили довольно бедно, «погребальных сокровищ», как у каких-нибудь викингов, у них не было.
Погребальные ящики и керемети
Кроме таких обычных похорон, фольклористы в экспедициях иногда слышат рассказы о «погребальных ящиках». Якобы, героев народа мари, например, Ош Пандаша, марийского князя XV века и величайшего деятеля собственной марийской государственности, хоронили не в земле, а в деревянных коробках, которые вешали на деревьях Более того, в кереметях, священных рощах, служивших для марийцев-язычников храмами, действительно можно увидеть коробки на деревьях, про которые местные говорят, что это – захоронения.
Правда, тонкость состоит в том, что эти коробки обычно размером не больше обувной, и как туда помещается труп, или даже только скелет, непонятно. Да и сами марийцы часто не уверены в их назначении. В любом случае, похороны в ящиках сейчас – неизвестная практика, хотя её отголоски всё ещё живут в культуре.
А вот керемети до сих пор занимают важное место в посмертной судьбе. Марийцы, особенно язычники, придавали большое значение культу предков. Многие до сих пор верят, что умершие люди после смерти превращаются в птиц, которые присматривают за своими потомками, а также сторожат керемети вместе с легендарным богатырём Кугуеном. Например, в деревнях нижегородской области до сих пор могут показать кереметь, за которой присматривает дух последнего карта в этом регионе, умершего в советские годы.
По этой причине марийцы оставляют в священных рощах еду, например, развешивая на деревьях блины, а также устраивают «совместные трапезы» с предками, дополняющие пришедший от русских 40-дневный цикл поминовения. При этом, в отличие от русских поминальных традиций, мертвецу не оставляют собственную тарелку. Зато марийцы считают, что они обязаны съесть абсолютно всю еду, которую принесли в рощу, так как едят и за себя, и за усопших, и если остаются объедки, то предки улетят со встречи голодными. Правда, вопреки предположениям некоторых исследователей, свидетельств непосредственно похорон в кереметях мы знаем, не считая всё тех же ящиков. Но археологические раскопки в священных рощах проводились редко.
Из-за идеи о превращении покойников в птиц, марийцы вообще относятся к телам и человеческой стороне покойных немного пренебрежительно. У них не приняты особенно пышные похороны и поминки, и нет представления о том, что мертвецы посещают собственные дома – с точки зрения мари-язычников, их усопшие родные «живут в лесу». Лес вообще занимал в культуре мари огромное место, из-за чего среди русских возникло представления о них как о народе колдунов. Среди самих марийцев даже распространена поговорка, которую можно перевести как «мариец лес оберегает, марийца бог охраняет», и духи предков в облике птиц иллюстрируют её наилучшим образом.