Смерть и посмертная судьба Кирилла и Мефодия
Братья Михаил и Константин родились в византийском городе Фессалоники (сегодня известен как Салоники, второй по величине город Греции), что находится на севере Македонии, в знатной семье военного. Занимая высокое место при фессалоникийском дворе, их отец Лев смог обеспечить своим детям прекрасное для того времени образование. Мальчики рано потеряли отца – тот скончался, когда Кириллу было всего 14, – но покровительство над ними взял могущественные чиновник и заведующий государственной казной, великий логофет Феоктист. Его заступничество благоприятно повлияло на дальнейшую судьбу мальчиков: Михаил подался на военную службу, дослужившись впоследствии до звания стратига византийской провинции в Славинии (провинция в Македонии, где жили славяне), а Константин, выбрал для себя духовно-ученую стезю, отправившись учиться в Константинополь. Здесь ему преподавали ведущие ученые того времени, включая будущего патриарха Фотия I и Льва Математика. Добившись больших успехов в учебе, Константин был вскоре приглашен к императорскому двору в качестве одного из учителей 3-х летнего императора Михаила, а в 860 в составе Хазарской дипломатической миссии был отправлен в Хазарию для проповеди христианства.
Славянские святые
В 862 году Константин и Михаил, принявший имя Мефодий, прибыли в Константинополь. Они прекрасно знали славянские наречия – фессалоникийские горожане свободно разговаривали как на греческом языке, так и на «солунском диалекте», распространенным среди соседних восточнославянских племен, а потому и мальчики владели им как родным. Михаил-Мефодий отточил свои навыки во время службы в славянской провинции, а Константин, согласно «Житию», выучил помимо еврейского и самаритянского «рюсьское» письмо и язык, проповедуя в Корсуни. Именно это обстоятельство вынудило императора обратить внимание на братьев, когда в Константинополь приехали посланники великоморавского князя Ростислава, который просил византийский трон прислать миссионеров. В 863 году монахи отправились в путь.
Во время службы в Великой Моравии Константин и Мефодий специальную азбуку для записи греческих текстов на славянском языке – глаголи которая впоследствии легла в основу используемого сегодня в русском языке кириллического алфавита. Первыми на славянский язык были переложены текст Нового Завета и Псалтирь. Свою работу братья продолжали три года, а в 867 были отозваны в Рим – римские священники сочли, что для служб могут использоваться только еврейский, греческий и латинский язык, а применения славянского есть ничто иное как ересь. Братьям удалось отстоять свою позицию. В 868 году по решению папы Адриана II было разрешено вести церковную службу на новом языке.
Поездка в Рим и кончина Кирилла
В Риме братья прожили около двух лет. Несмотря на противоречивое отношение к их труду, римское духовенство с большим уважением приняло братьев. Мефодий был рукоположен в сан архиепископа Моравии, а пятеро его сподвижников – святой Горазд, Климент Охридский, Наум Преславский, святые Ангеляр и Савва – были посвящены в священнический сан. По-иному сложилась судьба Константина: по дороге в Рим он слег с тяжелой болезнью. Чувствуя приближение своего конца, он принял схиму и новое имя – Кирилл. Вскоре он скончался. Его тело погребли в базилике святого Климента в Риме.
Базилика Святого Климента и могила святого Кирилла
На место погребения святого Кирилла указывают, в первую очередь, Legenda Italica и Vita Constantini – согласно им, Адриан II пожелал, чтобы монах был предан земле в Сан-Клименте «справа от алтаря». Первоначально археологи приняли за могилу Кирилла гробницу, находящуюся в конце южного предела базилики. Сегодня стены этой гробницы украшают памятные доски со словами благодарности просветителю на разных славянских языках: украинском, болгарском, сербском, греческом, хорватском и русском.
Однако впоследствии вывод ученых был подвергнут сомнению. Legenda Italica и Vita Constantini описывают крупный образ над местом погребения просветителя, однако в южном пределе нет ни одного такого изображения. Однако напротив предполагаемой могилы Кирилла была обнаружена фреска IX века «Сошествие Христа во ад», в углу которой находится изображение епископа. Вполне допустимо, что просветитель похоронен именно под ней, однако убедиться в этом наверняка, не повредив уникальное произведение итальянского искусства, невозможно.
Последние годы и смерть Мефодия
После смерти брата Мефодий со своими сподвижниками вернулся в Великую Моравию. Он развернул активную работу по распространению службы на славянском языке и славянской письменности. Однако вскоре политическая ситуация в стране поменялась. В 870 году после поражения, нанесенному Моравии баварским королем Людовиком II Немецким, Ростислава на великоморавском престоле сменил Святополк. В стране стало набирать силу латинско-немецкое духовенство, сопротивляющееся распространению славянского богослужения. Несмотря на покровительство папы Мефодий был арестован по обвинению в ереси и заключен под стражу в монастыре Райхенау. Выйти на свободу ему удалось только три года спустя, когда новый папа Иоанн VII лично обратил внимание на незаконное пленение архиепископа. В итоге Мефодий был освобожден и восстановлен в своем сане, однако вести богослужение на славянском языке ему было запрещено. В 879 году у него получилось добиться получения папской буллы, отменившей этот запрет.
К сожалению, борьба за славянское богослужение была далека от завершения. В 885 году Мефодия сразила тяжелая болезнь и 6 апреля, спустя 16 лет после кончины брата, он испустил последний дух. Его преемником был назначен святой Горазд Орхидский, однако сохранить позиции славянского языка в богослужении ему не удалось – вскоре после смерти Мефодия славянская письменность в Моравии была запрещена, а сподвижники архиепископа бежали в соседнюю Болгарию. Болгария стала новым центром славянской азбуки, и вскоре оттуда она распространилась в земли Хорватии, Сербии и, наконец, Киевской Руси.
Потерянная могила святого Мефодия
Мефодий скончался в столице Великой Моравии и был погребен в главной соборной церкви города. Согласно «Житию» погребальные службы читались на трех языках - славянском, греческом и латинском. К сожалению, сказать, где похоронен просветитель, невозможно, т.к. как историки до сих пор расходятся в том, какой город являлся столицей великоморавского государства: по одной версии она находилась в Велеграде (совр. Город Старе-Место в юго-восточной Чехии), по другой – Нитра на территории современной Словакии. Кроме того, многие великоморавские поселения и храмы были уничтожены во время последующих набегов венгров, что еще сильнее затрудняет работу исследователей, ищущих могилу Мефодия.
Почитание святых Кирилла и Мефодия
Братья Кирилл и Мефодий почитаются как в Православной, так и в Римской Католической церквях: в русском православии их памяти посвящены 14 февраля и 6 апреля, а в католицизме – 14 февраля. Начало их церковного почитания относится, вероятно, к середине XIX века, когда имена святых превратились в символ самобытной культуры славянских народов. Доподлинно известно, что впервые день их памяти был отпразднован 24 мая 1858 года в болгарском городе Пловдив.
В 1863 году, по решению Святейшего Синода, праздник, посвященный братьям, стали отмечать и в России. Выбор даты также пал на 24 мая по новому стилю, однако причина этого решения не ясна. Сегодня эта дата является государственным праздником в России, Болгарии, Чехии, Словакии и Северной Македонии.