Социология смерти: как она устроена и зачем она нужна
Изучать смерть с разных сторон люди пытались еще в древнейшие времена. Вопросы о том, почему мы умираем, как умираем и как смерть связана с жизнью задавали философы, писатели, врачи, священники, художники, психологи и еще много кто. К началу XX века у человечества в целом сложилось понимание того, какие научные дисциплины и разделы философии каким образом рассматривают смерть: медицину волнуют изменения в умирающем организме, психологию - опыт переживания чужой и ожидания своей смерти, юриспруденцию - сопутствующие правовые коллизии. Бурный расцвет в ХХ веке социологических наук раскрыл еще одно измерение в изучении смерти – не индивидуального события, но общественно значимого феномена.
К сожалению, в нашей стране этот подход, в силу господствовавших в СССР идеологических установок, не получил особенно масштабного развития. Но прогресс не стоит на месте - в последнее время стало появляться все больше социологических работ на тему смерти и умирания, а в конце 2015 года даже вышел первый номер специализированного журнала на русском языке, посвященного социологии смерти – «Археология русской смерти». О том, зачем это нужно и почему это важно, расскажет вам эта статья.
Смерть личная и общественная
Почти все подходы к изучению смерти, от религиозных до врачебных, по большей части объединяет одно: они обращаются к специфическим особенностям личного процесса умирания и тому загадочному, мистическому состоянию, которым характеризуется приход смерти, для придания значимости вечным темам: понятию судьбы, существованию Бога, поискам своего места в жизни и так далее. Даже медицинскую дисциплину танатологию в первую очередь волнуют философские или даже политические вопросы: где граница так называемой клинической смерти, как точно определить рубежа, за которым заканчивается жизнь и начинается смерть, как относиться к эвтаназии. А психологию, например, смерть интересует с точки зрения влияния на жизненный стандарт отдельного индивида. Поэтому у нас в стране о большей части на тему смерти выходят статьи либо философские, либо религиозные с редкими вкраплениями узко-медицинских материалов.
Социология смерти подходит к рассмотрению темы в корне иным способом. Смерть как новостной повод и фактор общественной политики, похороны как общественно значимая практика, эволюция старых и рождение новых обрядов, связанных со смертью, развитие традиций и ритуалов – вот что интересует эту научную дисциплину. В западной социологии для обозначения комплексного рассмотрения схожего круга вопросов применяется термин «death studies», то есть «наука о смерти». Действительно, смещая фокус внимания с личного переживания и сопутствующего круга философских вопросов на общественные проявления смерти, измеримые и формализуемые, социология получает возможность однозначно формулировать утверждения и вести строгие рассуждения, то есть становится первой настоящей строгой наукой о смерти.
«Некросоциология»
Создатель первого в России журнала по социологии смерти «Археология русской смерти» Сергей Мохов даже предлагает создать отдельную дисциплину - «некросоциологию», которая изучала бы смерть как фактор, влияющий на жизнь общества в целом и каждого его члена в отдельности. Некросоциология, по его мысли, должна изучать те аспекты воздействия смерти на нас, которые не поддаются нашему непосредственному наблюдению при нашей жизни, но могут быть обнаружены и описаны в результате наблюдения за тем, как смерть воздействует на других.
Социология смерти может изучать человеческие реакции на смерть, определять, как и что люди говорят и думают о смерти, как их слова соотносятся с их поведением, а, следовательно, обнаруживать такое присутствие темы смерти вокруг нас, которое мы обычно склонны игнорировать. Особенно этот момент актуален для России, где все, что связано со смертью и ее проявлением в повседневной жизни людей, табуировано, в то время как множество нерешенных вопросов в этой сфере являются одной из важных гуманитарных проблемой страны.
Немножко истории
Следует отметить, что смерть, как предмет, радикально отличный от других, интересующих социальные и вообще гуманитарные науки, впервые была определена относительно недавно. Несмотря на то, что еще в начале ХХ века русский ученый Илья Мечников призывал научное сообщество обратить внимание на проблему смерти и подобрать научный подход к ее изучению, формальным началом социологии смерти следует считать 1977 год, когда вышла работа исторического антрополога Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти».
В ней исследователь впервые обзорно представил обзор народов, групп и отдельных людей с точки зрения их представлений о смерти и умирании, а также обрядовых практик. Несмотря на то, что это исследование было весьма тенденциозным и грешило однобокой подборкой фактов и цитат, сам подход Арьеса к феномену смерти породил целую волну новых исследований, посвященных теме восприятия смерти и загробного мира. Продуктивность социологического подхода оказалась при изучении смерти столь высока, что поток монографий, статей, конференций и коллоквиумов с тех пор только растет.
Продуктивность социологии смерти
Вот уже полвека социология смерти разрабатывает концептуальный подход к изучению смерти, который можно описать как идею «смерти в жизни»: смерть значима не как философская категория или непреодолимый экзистенциальный барьер, а как фактор нашей жизни здесь и сейчас. Подобный подход позволяет сказать о жизни в социуме, и о самом социуме больше, чем непосредственно о смерти, но «некросоциология» и не ставит себе такой задачи. Она лишь дает еще один ракурс для изучения нашей жизни, и, что немаловажно, легитимирует интерес политиков и ученых к людям, которые так или иначе связаны со смертью в силу жизненных обстоятельств: пожилым, смертельно больным, представителям профессий, связанных с риском внезапной смерти и так далее. Пусть и не приблизившись к разгадке великой тайны умирания, с помощью социологии смерти люди могут лучше понять и гуманизировать многие аспекты жизни, с умиранием связанные – начиная от разработки госпрограмм для пожилых людей и заканчивая индивидуальными психологическими методиками для безнадежно больных.
Что может дать «некросоциология» отечественной науке?
Как ни странно, несмотря на упомянутую выше табуированность смерти в контексте повседневной жизни, смерть является очень важной темой для всего публичного пространства России. Какая бы значимая тема ни затрагивалась, от истории ХХ века с его кровавыми войнами до актуальной новостной повестки, где регулярно встречаются убийства – смерть повсеместно упоминают, обсуждают и комментируют. Существует устойчивая традиция определенным образом говорить о смерти, когда речь идет о делах, отстоящих от обыденной жизни достаточно далеко. При этом современные практики подготовки к смерти и умирания, имеющиеся социальные нормы, обычаи и поведение родственников – все это находится в каком-то своем мире, на текущий момент слабо поддающемся анализу и почти не обсуждаемом.
Этот парадокс, помимо того, что сам является очень интересным предметом для изучения, ставит перед грядущими поколениями «некросоциологов» сложную, но весьма амбициозную задачу не только по описанию, а еще и по изменению отношения жителей нашей страны к смерти. Социология смерти неразрывно связана с памятью – личной, общественно, народной, государственной - а потому имеющийся парадокс умолчания указывает на большие проблемы в этой сфере. Возможно, язык социологии смерти окажется здесь более убедительным, чем философские или религиозные рассуждения.