Стихийные кладбища
В наше время стихийными кладбищами называют некрополи, которых юридически не существует. Обычно такие можно встретить в сельской местности – они располагаются вблизи деревень на опушках лесов или непосредственно в лесах. Можно подумать, что государство так или иначе ведет учет местных захоронений, однако в действительности это зачастую не так: «на бумаге» этих кладбищ нет, и люди продолжают хоронить там своих близких подобно тому, как это столетиями делали их предки. Но почему складывается такая ситуация? Чем плохи стихийные кладбища? Наконец, почему за десятилетия советской, а потом и постсоветской власти по поводу стихийных кладбищ в государствах бывшего СССР практически ничего не было предпринято? Этим вопросам и будет посвящен наш материал.
Откуда берутся стихийные кладбища?
На самом деле, конечно, такая постановка вопроса некорректна: изначально все кладбища были «стихийными», и только в 18 веке в европейских странах их начали учреждать официально – как это делается и по сей день. В прежние же времена каждое поселение из тех или иных соображений выделяло некоторый участок земли под захоронения и договаривалось не использовать его для иных нужд – так было в языческие времена, так же дела обстояли и после прихода в Европу христианства. Разве что с той разницей, что в христианские времена кладбища создавались вокруг храмов – во всяком случае, в тех населенных пунктах, где были храмы. Тем не менее, веками похоронное дело в целом и организация кладбищ в частности не регулировались никак вообще – люди создавали кладбища, где им было удобно, и даже не отделяли их от прочих пространств, поскольку представлений о санитарии и гигиене у них еще не было, так что кладбища могли организовываться прямо посреди жилых городских кварталов.
Организованные кладбища
Ситуация начала меняться в Новое время – примерно в XVII-XVIII веках, когда европейцы осознали, что трупы умерших от инфекционных заболеваний людей способны эти самые заболевания распространять, а следовательно – кладбища опасны. Осознав это, они начали закрывать или вовсе ликвидировать кладбища, стихийно сложившиеся в городской черте, а вместо них открывать новые – за городом. Также они начали регулировать глубину и частоту захоронений, вводить те или иные дополнительные санитарные нормы. Этот процесс при Петре Великом докатился и до России: с начала восемнадцатого века и в нашей стране начали все больше ликвидировать старые кладбища в черте городов и создавать новые, а также вводить нормативы погребения. Однако, как можно догадаться, весь этот процесс затронул лишь крупные города, никак не коснувшись сельских кладбищ. Во-первых, потому что урегулировать все до единого некрополи в такой большой стране для государства было слишком сложно, а во-вторых, потому что в деревнях вопрос с распространением инфекций не стоял столь остро. В таком виде ситуация продержалась вплоть до создания Советского Союза, когда государство полностью перевело под свой контроль все кладбища, выведя их из-под юрисдикции Русской Православной Церкви и иных религиозных организаций.
Отношение Советского Союза к захоронениям общеизвестно: советская власть уничтожала кладбища направо и налево, если те мешали планировке городов, взамен им создавая новые, которые, впервые в российской истории, получили генеральные планы и иные усовершенствования, позволившие хоть немного упорядочить погребения. С другой стороны, подобно тому, как в царской России никогда не существовало организации или ведомства, которые были бы ответственны за благоустройство кладбищ, не было создано ничего подобного и за все 74 года советской власти, так что кладбища необъятной страны продолжали приходить в запустение, лишь в крупных городах сохраняя некое подобие порядка.
Тем более понятно, почему даже руки тоталитарного государства не смогли дотянуться до сельских кладбищ – на это не был ни лишних ресурсов, ни мотивации, так как СССР в принципе полагал похоронное дело не особо важной сферой общественной жизни. Разумеется, некоторые попытки контролировать его были: например, при Хрущеве был издан закон, запрещавший высаживать картошку и иные культуры на кладбищах (что, видимо, было большой проблемой, раз ей уделили столько внимания), однако никогда не был запущен процесс ликвидации или организации стихийно сформировавшихся сельских кладбищ.
Почему стихийные кладбища являются проблемой?
Прежде всего, потому что они создавались и создаются без учета санитарных норм и экологической ситуации. Если люди начнут хоронить мертвых просто там, где им это показалось удобным, то они будут закапывать в землю центнеры лакокрасочных материалов, окисляющихся металлов и других вредных веществ, которые будут отравлять воду в их же колодцах. Далее, юридически этих захоронений не существует – а значит, в любой момент они могут быть уничтожены или подвергнуты хулиганскому вандализму. Следует понимать, что если могильный участок де-юре не арендован вами, то вы не можете, например, обратиться в полицию по факту порчи или кражи памятника – ведь с точки зрения закона вы там ничем не владели. Наконец, стихийные захоронения не попадают в базы данных и архивы, а значит мы теряем информацию о них, и последующие поколения не смогут отыскать могилы своих родственников.
Почему проблема до сих пор не решена?
Здесь будет показателен пример из соседней Белоруссии, где проблема стихийных кладбищ, унаследованная из прошлого, стоит так же остро, как в России и многих других странах бывшего СССР. Например, в деревне Осиновка Борисовского района в 800 метрах от крайнего дома располагается березовая роща, в которой вот уже много поколений люди хоронят близких. Захоранивать здесь начали еще в первой половине прошлого века. Официально место под захоронения здесь никогда не выделял, но все местные стараются хоронить родных и близких рядом с предками, так что продолжают закапывать все новых людей здесь же. В деревне Упиревичи Пересадского сельского Совета кладбище подпирает кукурузное поле и захватывает лес, который по закону нельзя вырубать. Местные жители уже неоднократно обращались в прокуратуру Минской области, в Пересадский сельский Совет и Борисовский райисполком – просили создать официальное кладбище, однако им ответили, что средств на это в бюджете нет. Таким образом, и в Упиревичах, и во многих других населенных пунктах по всему бывшему СССР ситуация обретает равновесие: местные власти не имеют средств, чтобы создать юридически официальное кладбище, а потому вынуждены просто закрывать глаза на то, что люди закапывают мертвых в неположенном месте – в конце концов, не хоронить мертвых нельзя, а значит сколько ни запрещай, эффекта эти запреты не возымеют. В итоге люди продолжают самовольно хоронить родственников, все дальше углубляясь в лес. Журналисты провели инвентаризацию Упиревичского кладбища и обнаружили там более 4200 захоронений – все они, разумеется, юридически не существуют и не содержатся ни в каких базах данных или архивах. Если вообразить, что подобных стихийных кладбищ в Белоруссии, Украине и России тысячи, то можно лишь гадать, сколько миллионов людей лежит в земле безо всякого учета.