Страшный суд

3428
Время прочтения статьи - 16 минут 20 секунд

Выражение «судный день» знакомо каждому. Оно обозначает конец света: время, когда Господь совершит последний суд над людьми и отделит праведников от грешников. Первым он дарует вечное блаженство и жизнь в прекрасном небесном городе Новом Иерусалиме. Вторых низвергнет в огненное озеро и обречет на мучения.

Обычно под судным днем подразумевают нечто пугающее. На самом деле священные тексты не дают его подробного описания. Зато на эту тему успели пофантазировать многие знаменитые художники и иконописцы. Именно с их полотен к нам пришли представления о том, что ждет людей в раю и в аду. Изображения пламени преисподней, палачей-чертей, хрустальных лестниц Нового Иерусалима и светлых одежд блаженных – всем этим мы обязаны живописцам Средневековья и Возрождения. В сегодняшней статье мы поговорим о том, что такое Страшный Суд божий после смерти, а также расскажем об интерпретации этой темы в искусстве.

Страшный суд - откуда пошло это выражение и что оно значит?

Образ всеобщего Суда возник очень давно, еще до оформления православия в самостоятельное вероучение. Он встречается в апокрифической (позднеиудейской и раннехристианской) литературе. О том, что Господь будет судить живых и мертвых, говорили и ветхозаветные пророки.

Эпитет «страшный» возник намного позже. С церковнославянского это слово переводится как «вызывающий изумление, удивительный». Изначально в представлениях о последнем Суде не было ничего устрашающего. На фресках IV-V веков он изображается очень просто: Иисус Христос сидит в окружении множества людей. На то, праведниками или грешниками они являются, указывают различные символы: праведные улыбаются, над ними горит свет, а грешные скорбят и находятся во тьме. Иногда добродетельных христиан, достойных находиться в раю, представляли в образе овец, а тех, кто заслужил адские муки – в образе коз. Со временем этот сюжет вдохновлял все новых и новых художников на создание живописных полотен, и именно через искусство родились многие пугающие подробности сцены конца мира. Обезображенные страданием лица грешников, пыточные орудия в геенне огненной, мучители-черти – все это обычно являлось плодом чьего-то личного воображения. За несколько веков стало принято передавать судный день поистине ужасным (конечно, только для тех, кто не веровал или совершил тяжкие грехи).

Отрывочные описания Суда встречаются во множестве священных текстов. Нельзя сказать, что все они одинаковы. Скорее дополняют друг друга и передают общее настроение. Обычно их составляли на основе чьих-то видений и сновидений (разумеется, в действительности на последнем суде никто не был, поэтому никто не знает, что там будет, а что – нет).

Если не углубляться в анализ христианской литературы, можно объяснить общий смысл выражения «страшный суд божий». Так называют день, когда Господь воскресит из мертвых всех людей, когда-либо живших на земле. После этого они в соответствии со своими заслугами будут либо допущены в рай, либо низвергнуты в ад. Согласно религиозным представлениям, тогда настанет момент абсолютной истины: невозможно будет ничего скрыть, притвориться или солгать, ведь Бог знает абсолютно все человеческие дела, слова и помыслы.

Когда настанет судный день?

Все христиане испытывают волнение по поводу участи своей души, поэтому понятно, что каждого верующего человека беспокоит, когда после смерти происходит страшный суд. Об этом знает лишь Господь.

Тем не менее, Он не дал людям конкретной даты, которой надо ждать. В Писании нет указания на то, когда именно настанет судный день. Более того, в пятой главе Евангелия от Иоанна говорится, что, если человек веровал во Христа, его участь уже решена. Тому, кто жил праведно, и так дана вечная жизнь, он навсегда останется с Богом в раю. В тот момент, когда мертвые предстанут перед небесным престолом, им лишь даруют вечный покой или вечную муку сообразно их делам.

Поэтому никому, кроме Господа, нет необходимости знать, когда будет Страшный суд. Нам дается наша земная жизнь, и мы должны прожить ее в поиске Бога, так, чтобы не бояться последнего дня. Готовиться же к нему заблаговременно бессмысленно – это не поможет, ведь речь идет не о суде человеческом.

Кто будет судить?

Согласно христианскому вероучению, Бог-Отец никого не судит, а отдает это право Иисусу Христу. Христос является сыном божьим и человеческим, поэтому будет производить суд над людьми. Он, в свою очередь, передает часть полномочий апостолам. Всего мы знаем двенадцать апостолов: Петра, Иакова Зевдеева, Андрея, Иоанна, Филиппа, Варфоломея, Фому, Матвея, Иакова Алфеева, Иуду Фаддея и Симона Канонита. Согласно Писанию, они воссядут на двенадцать престолов и будут судить двенадцать колен Израилевых (весь еврейский народ). Апостол Павел считал, что Божий суд будут совершать абсолютно все святые (христиане).

Каким будет страшный суд?

Страшный суд православие рисует так: на него явятся все люди вне зависимости от того, какой народ они представляют и какую религию исповедуют. Кроме них, на божественном суде будут и злые ангелы (святые имеют право судить также ангелов).

Согласно Апокалипсису Иоанна Богослова, судьи раскроют книгу жизни, в которой содержатся записи обо всех человеческих делах. Те, кто были повинны в грехе, а также те, о ком нет записей в книге, будут брошены в огненное озеро. Им Господь скажет, чтобы они ушли прочь от Него в огонь, к дьяволу и его прислужникам. Тех же, кто жил праведно, помилуют. Им Бог даст возможность унаследовать свое царство, приготовленное от сотворения мира.

В Апокалипсисе говорится, что Иоанн Богослов видел Новый Иерусалим – прекрасный город, который сошел с небес и был украшен так же, как невеста перед замужеством. Это и есть награда для верующих. В новом городе не будет никаких страданий, «ни крика, ни боли». Бог будет жить вместе со своими детьми, и они станут Его народами.

Из этого описания становится понятно, как проходит суд божий для умершего. Сначала его воскрешают из мертвых и призывают к престолу судей, затем – зачитывают запись о его делах из небесной книги жизни, а после этого решают, будет ли он вечно находиться в огненном озере или в городе праведников, рядом с Богом.

Картины страшного суда в искусстве

Описания судного дня в священных текстах не изобилуют подробностями, но за счет этого дают большой простор для фантазии. Многих художников привлекала грандиозность сцены последнего суда над всеми, кто когда-либо жил на земле. Мастера Средневековья и Возрождения находили свои уникальные способы изобразить те состояния, которые испытывают люди, представшие перед Богом: спокойствие и блаженство, тревогу и сомнения, раскаяние и муки. Ниже мы немного расскажем о самых знаменитых живописных полотнах, на которых запечатлен Божественный суд.

Зарубежное искусство

Триптих Ганса Мемлинга

Во второй половине XV века фламандский живописец Ганс Мемлинг создал религиозный триптих для монастырской церкви аббатства Бадиа-Фьезолана. В центр композиции он поместил Иисуса Христа, сидящего на радуге (такое необычное решение продиктовано тем, что радуга символизирует единение Бога и человека). Подле Христа находятся дева Мария, апостолы и Иоанн Креститель – они просят о спасении людей, представших перед судом. Архангел Михаил взвешивает на весах души и отделяет праведных от грешных. У его ног выстраиваются мертвецы, восставшие из могил. На правой створке запечатлена сцена низвержения грешников в ад. Черти крючьями тянут их в водопад пламени, а сверху на это с сожалением смотрит ангел. На лицах людей читаются страшные мучения. Левую створку занимает изображение рая. Блаженные по хрустальной лестнице поднимаются в райскую обитель, им подает руку апостол Петр. Ангелы играют над ними музыку. Врата в Новый Иерусалим приоткрыты, за ними видно белое сияние.

Некоторое время знаменитый триптих хранился в России, в Государственном Эрмитаже, но затем по настоянию польских властей был перевезен в Гданьск.

Фреска Микеланджело Буонарроти

В XVI веке Микеланджело Буонарроти закончил работу над фреской «Страшный суд». Она расположена за алтарем знаменитой Сикстинской капеллы.

На этом грандиозном полотне изображено более четырехсот человеческих фигур. Композиционно фреска делится на три части. Наверху ангелы несут знаки Страстей Христовых. Ангельские тела красивы и пропорциональны, а лица – исполнены спокойствия. Их обрамляет ярко-голубое небо с белыми облаками. Ниже изображены Иисус Христос и дева Мария, окруженные праведниками, мучениками и святыми. Внизу фрески запечатлен конец времен. Мертвые встают из могил, блаженные возносятся в рай, а грешники нисходят в преисподнюю. Облик грешных людей неспособен напугать, но внушает неприязнь. Сероватая кожа, запавшие глаза, изможденный вид – такими живописец представил себе людей, недостойных Царства Христова.

Российское искусство

Картина Виктора Васнецова

В.М. Васнецов в 1904 году также создал картину-фреску, на которой запечатлена сцена Страшного суда. Она делится на три яруса, символизирующие небесный мир, земной мир и преисподнюю. Наверху изображен Иисус Христос, который восседает на троне. Подле него находятся Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы Гавриил и Михаил, а также святые и ангелы. На среднем ярусе показано, как совершается суд: один из ангелов держит в воздетой руке свиток и весы, а перед ним стоит человек, нагой и худощавый. Его лицо исполнено страха, он молитвенно сжимает ладони на груди. По одну сторону от него стоят праведники, а по другую – грешники во главе с дьяволом. Нижний ярус занимают картины геенны огненной: адского пламени и каменистых ущелий, усыпанных костями.

Серия абстрактных работ Кандинского («Страшный суд» и «Ангел Страшного суда»)

Говоря о Страшном суде, мы привыкли вспоминать библейские сцены с реалистичными изображениями человеческих фигур. Для разнообразия интересно взглянуть на работы знаменитого русского абстракциониста Василия Кандинского, который совершенно иначе обращается к той же тематике.

Судный день художник видит как момент, когда весь мир приходит в качественно иное состояние, становится тем, чем он не являлся раньше. На полотне это показано через столкновение красочных пятен и линий.

У работ Кандинского отсутствует сюжетность – остается лишь впечатление, что перед нами разворачивается событие, беспрецедентное по своему масштабу. Мы не встречаем изображения Христа, Богородицы и ангелов, не видим ни райских кущ, ни преисподней. Вместо этого художник показывает процесс борьбы и трансформации, в котором и заключается основной смысл судного дня.

Вопросы и ответы

Как давно существуют представления о Суде божьем?

В религиозных текстах этот мотив появился еще до нашей эры. Первые настенные росписи в катакомбах с изображением престола Христа, блаженных и грешников относятся примерно к IV-V вв. нашей эры.

Судного дня стоит бояться?

Согласно Священному Писанию, у того, кто жил в единении с Богом, нет поводов страшиться этого дня. На живописных полотнах такие люди изображены умиротворенными, спокойными и радостными. Для них конец света – это положительный момент, ведь после него окончатся все страдания и мучения, которые мы наблюдаем на земле. В Новом Иерусалиме, обещанном в награду праведным, ничего подобного не будет.

Почему Бог не помилует всех грешников?

В соответствии с христианскими представлениями, Бог любит всех своих детей одинаково. Конечно, Он желал бы, чтобы все спаслись и удостоились жизни в Новом Иерусалиме. Однако человек наделен свободной волей и сам решает, как распорядиться своей душой. Он может прожить жизнь в вере, совершая добрые дела, а может потакать страстям и предаваться греху. Господь дает ему выбор и не приводит в рай насильно. Поэтому все зависит от самих людей.

Сюжет Страшного Суда интересен не только в религиозном отношении, но и с точки зрения искусства. За много веков он превратился в хорошо известный культурный код и продолжает вдохновлять художников и поэтов. Для христиан судный день – это надежда на воскрешение и положительные изменения в мире. Вера в него помогает жить добродетельно и не бояться смерти, ведь Господь обещает праведным великую награду – избавление от боли и страданий.

Служба Ritual.ru выражает вам свои соболезнования и предлагает профессиональную помощь в организации любых траурных мероприятий: похорон, поминок, гражданской панихиды. Получить бесплатную консультацию по поводу наших услуг можно, позвонив на единый номер +7 (495) 100-3-100 . Мы работаем круглосуточно без выходных.


21 июля 2022
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок