Танцующие похороны
Весной этого года весь мир узнал о ганских похоронных традициях – или, как минимум, о том, что ганские похороны могут быть многолюдным пышным празднеством с музыкой и танцами с гробом – причем наибольшую популярность в Интернете обрели фрагменты видеорепортажа 2017 с канала BBC. Как в Европе, так и в Азии об африканских похоронных обрядах публика знает мало, обычно довольствуясь знанием о том, какую религию исповедует та или иная страна – а это в большинстве случаев христианство и, во вторую очередь, ислам.
Например, если вы прочтёте о Гане в энциклопедии, то вы вряд ли узнаете что-то необычное о её погребальных ритуалах – скорее всего, там просто будет указано, что большая часть населения исповедует протестантизм пятидесятнического толка и католицизм и что похороны, логично, проводятся в соответствии с этими религиозным итрадициями. Однако в действительно в большинстве областей Ганы главенствующую роль в погребальных обрядах играют древние дохристианские обычаи – которые, впрочем, хоть и весьма специфичны, но христианству в целом не противоречат.
Праздник жизни и смерти
Безусловно, смерть человека в Гане, как и в любой другой стране, – это трагедия и повод для глубокой скорби. Но акт похорон – не то же самое, что умирание и смерть, и он вполне может иметь и другое настроение, в том числе и прямо противоположное: похороны у многих народов являются в большей степени торжеством жизни над смертью и сопровождаются соответствующими ритуалами. В Гане, однако, местные ритуальные обычаи настолько полны жизнерадостности, что похороны выглядят как миниатюрный бразильский карнавал: тут есть и музыка, и изощренные украшения, и танцы, и конкурсы. Однако если следовать всем ганским традициям до конца, то самым примечательным элементом похорон станет гроб – потому что он должен быть индивидуальным для каждого человека и отражать собой что-то, что он любил, либо дело, которому он посвятил жизнь. Например, гроб могут изготовить в форме гигантского мобильного телефона, если умерший зарабатывал на жизнь их продажей, или в форме гигантского ботинка, если человек изготавливал обувь или торговал ей.
Танцы с гробом
Что же касается танцующих с гробом носильщиков, то этот элемент похорон, ведущий свою родословную от давних традиций, сегодня претворяется в жизнь усилиями коммерческих компаний, которые можно нанять на похороны для исполнения тех или иных артистических номеров. При этом танцы с, собственно, гробом – это лишь одна из артистических практик – на ганских похоронах много и просто танцев, а также танцев с другими ритуальными предметами. Есть на ганских похоронах и своего рода тамада – официально он называется Главный Плакальщик, однако, как можно догадаться, заведует он в том числе и “веселой” частью церемонии, так что ближе к истине было бы называть его распорядителем похорон.
Видео с танцующими гробоносцами, которое сегодня стало широко известно, было снято в 2017 году на погребальной церемонии в городе Прампрам в регионе Большая Аккра. Хореографические этюды выполнялись сотрудниками компании Nana Otafrija Pallbearing and Waiting Service. Руководитель компании – Бенджамин Айду – начинал свой бизнес с того, что просто предоставлял желающим услуги носильщиков на церемониях. Позже, однако, у него появилась идея совместить функцию носильщика с функцией исполнителя хореографических номеров, так как ввиду вышеупомянутых народных традиций на это явно был спрос. В дальнейшем Айду развил эту идею и стал предлагать дополнительную услугу – хореографические номера с использованием гроба, причем число и разнообразие этих номеров поражает: в некоторых из них гроб удерживается плечами, а танцевальные движения исполняются нижней половиной тела, в других же гробы удерживаются на выставленных вперед коленях, а танец выполняется верхней частью тела, в третьих – носильщики лежат на земле, придавленные гробом, и синхронно «дрыгаются» под музыкальный ритм. Бенджамин Айду инвестировал много сил и средств не только в создание хореографических номеров, но и в разработку фирменного стиля одежды своей компании – судя по тому, сколь узнаваемым этот стиль недавно стал, Айду в своих намерениях преуспел.
Бенджамин Айду в своём интервью ВВС сказал, что, конечно же, не все похороны выглядят одинаково карнавально: всё-таки значительная доля их клиентов заказывает у них простую транспортировку гроба по определенному маршруту, без дополнительных услуг. Пользуясь своей новообретенной популярностью в разгар пандемии коронавируса, Айду записал несколько видеообращений, в которых благодарил врачей всего мира за их героический труд по борьбе с вирусом, а заканчивал он обращения словами «Сиди дома – или танцуй с нами!», намекая на необходимость гражданам всех охваченных пандемией стран выполнять санитарные предписания и соблюдать карантин. В Бразилии появились даже биллборды с фотоизображением Айду и его команды и этой фразой на португальском языке.
Пляска смерти
Не случайно большинству посмотревших вирусное видео с участием Бенджамина Айду и его команды на ум приходят слова «пляска смерти» – этот сюжет вот уже больше шестисот лет является одним из важнейших в европейской и, шире, христианской иконографии, а затем и искусстве вообще. Персонифицированная Смерть, которая тащит в могилу танцующих представителей всех слоёв общества – знать, духовенство, купцов, крестьян, мужчин, женщин, детей – образ, появившийся в Европе в ходе эпидемии Черной Смерти, в 1370-х годах. Причем точно так же, как и сейчас, этот образ не только символизировал бренность человеческого бытия и неизбежность смерти, но и как минимум еще два важных сюжета.
Во-первых, пляска смерти вскоре стала сюжетом для черного юмора: смерть то изображали, картежником, обыгрывающим самых завзятых шулеров, то музыкантом, который принуждает весь мир танцевать под свою дудку, то единственным полководцем, который никогда не проигрывает битв. С начала 15 века Пляска смерти стала появляться не только в живописи, но и в архитектуре, скульптуре, в книжной миниатюре и т.д. Как можно видеть, черный юмор на тему неизбежности смерти – явление не новое, хоть в старину он и выглядел иначе.
Вторым же важным сюжетом является, казалось бы, парадоксальным образом, борьба со смертью и неизбежная победа над ней, обещанная людям Иисусом Христом. Это во многом и объясняет то, как древние обычаи карнавализированных похорон хорошо уживаются в некоторых африканских странах с христианскими догматами: христианство связывает смерть каждого человека с неизбежностью его последующего воскресения во плоти и восшествием в Царство Небесное, что и позволяет назло смерти использовать похороны как праздник жизни.