Тораджа: самые сложные похороны в мире

Тана Тораджа – регион в Индонезии, расположенный в гористых джунглях в сердце острова Южный Сулавеси. Большая часть народа тораджа (всего их насчитывается чуть меньше миллиона человек) исповедует протестантизм, хотя у них также имеется исламское меньшинство, а также меньшинства, придерживающиеся древних традиционных верований – «алук тодоло», что значит «путь предков». Голландские миссионеры прибыли сюда лишь в начале ХХ века, так что христианские традиции являются для народа тораджа относительно недавними, в то время как обычаи предков, веками передававшиеся из поколения в поколение, настолько глубоко укоренены в их культуре, что если и уйдут, то явно нескоро. И сильнее всего их присутствие ощущается в похоронной обрядовости тораджа

С точки зрения тораджа, жизнь есть подготовка к смерти. Они понимают это отнюдь не в пессимистическом ключе, а как раз наоборот: для них похороны – это величайшее празднование круговорота жизни, на котором собираются не только члены семьи, но и все жители деревни. Их похоронные традиции уходят корнями в далекое прошлое и считаются одними из самых сложных в мире.

Этика тораджа предписывает упорный труд в течение жизни и аккумуляцию как можно большего богатства, но не для того, чтобы передать его потомкам с целью преумножения, а для того, чтобы потратить его на роскошнейшие похороны из возможных. Именно пышность и экстравагантность похорон для тораджа является главным знаком успеха семьи.

Подготовка к похоронам

Похоронные церемонии, столь важные в обществе тораджа, зачастую длятся неделями, месяцами, а то и годами после смерти родственника – это напрямую зависит от того, как много времени уйдет у родных, чтобы собрать денег на погребение, а до тех пор умершего ни в коем случае не похоронят. Многие люди залезают в колоссальные долги, чтобы собрать денег на достойные похороны; нередко молодые люди отказываются от свадьбы, если у их второй половинки есть престарелый или больной родственник: через год-два может случиться смерть, и в этом случае семьи, не успевшие финансово восстановиться после свадьбы, могут быть окончательно уничтожены погребальными издержками. Похороны тораджа – предприятия масштабные и шумные, зачастую вовлекающие в себя всю деревню и способные длиться днями и неделями. Тораджа считают, что чем дольше длится церемония, тем больше укрепляется связь между нынешними и былыми поколениями.

Итак, когда представитель народа тораджа умирает, от членов его семьи требуется исполнить ряд подготовительных траурных церемоний, называемых Рамбу Солок, – они также могут занимать несколько дней. В это время умерший бальзамируется и продолжает «жить» со своей семьей под одной крышей. До тех пор, пока весь церемониал не соблюден, человек не считается подлинно мертвым, а лишь страдающим от «болезни». В частности, говоря о нем, окружающие не должны говорить «покойный», но вместо этого обязаны называть его «заболевший» или «спящий». Примечательно, что этот спектакль может затянуться на годы, если семье потребуется много времени на сбор средств, и все это время мертвец будет жить вместе с семьей, его будут символически «кормить», «водить на прогулку» и вообще всячески заботиться, встраивая мертвеца в семейную жизнь так, как если бы речь шла о тяжелобольном инвалиде, а не покойнике.

Похоронная церемония

Итак, средства собраны, торжество организовано и вся деревня собралась, готовая к погребению товарища. Похоронная церемония начинается с того, что участники собираются на поле, где в обычное время местные забивают своих буйволов (т.е., в общем-то, на скотобойне). Там члены семьи умершего должны принести в жертву буйволов и свиней – считается, что их духи отбудут вместе с хоронимым человеком в мир мертвых, где он будет пасти их стада так же, как пас при жизни. Причем до того, как их забьют, животные принимают участие в «тедонг силага» – испытаниях выносливости и силы: необходимо убедиться, что они достаточно хороши, чтобы суметь послужить человеку в загробной жизни. После жертвоприношения мясо распределяется между гостями похорон в соответствии с их социальным статусом. Мертвецу, разумеется, тоже подносят кусок мяса. Рога буйволов будут помещены перед домом родственников умершего. Чем больше рогов украшают фасад дома, тем выше социальный статус семьи.

Самого же виновника торжества погребают только на одиннадцатый день похорон: его тело помещают в пещере в горном утесе. Считается, что все это время душа мертвого блуждает вокруг деревни, и лишь когда тело оказывается в скальной пещере, она, наконец, отправляется в потусторонний мир. На каменном выступе рядом с пещерой, где похоронен человек, раньше устанавливали маленькую статуэтку под названием тау-тау: это маленькое деревянное изваяние, лицом похожее на покойного. Считалось, что статуэтка должна стоять на выступе скалы над пещерой и присматривать за останками покойного. К сожалению, с развитием туризма за этими статуэтками начали охотиться воры, желающие продать их туристам, а потому в настоящее время тораджа больше не оставляют тау-тау на скалах, а предпочитают держать их у себя дома.

В регионе под названием Ке’те-Кесу традиция немного иная: там мертвых размещают не в специально выкопанных (или выдолбленных) пещерах, а подвешивают на утесе в деревянных гробах (похожие традиции есть, например, у многих народов, что проживают в гималайском регионе). Гробы эти пестро украшаются орнаментами, состоящими из простых геометрических форм. Увы, и краски и гробы никак не защищены от стихий, так что довольно скоро краски слезают, гробы сгнивают, и уже через несколько лет можно увидеть, как из некоторых из них торчат полусгнившие останки или кости.

Праздник очищения тел

Каждый август тораджа организуют церемонию Ма’Нене, что переводится как «церемония очищения тел». Тела мертвых вынимают из пещер или гробов, чтобы помыть, нарядить в новую одежду, отремонтировать или заменить их поврежденные гробы и т.д. Далее каждая семья «гуляет» со своими мертвыми, обычно неся их на руках, причем гулять необходимо по заранее намеченным прямым линиям: согласно местной мифологии, эти линии соединяют земной мир с Хъянгом – потусторонним существом со сверхъестественными способностями. Хъянг может ходить только по прямой, а значит и тела покойных должны двигаться по этим прямым, чтобы следовать путям Хъянга.

24 октября 2019

Возможно, вам будет интересно: