Традиционные погребальные трапезы славян
Исследователи отмечают, что еда, её приготовление, и угощение ею сильно связаны с похоронными обрядами и культом мертвых во многих (если не всех) архаических традициях. Достаточно вспомнить древнегреческие или древнеславянские тризны, древнеримские кулины и т.д. Ветхий завет также повествует нам об обычае кормить на могилах: «Раздавай хлеби твои при гробе праведных» Тов. 4, 17. На протяжение тысяч лет всевозможные культуры сопоставляли еду со смертью и противопоставляли еду смерти и загробному миру. Например, согласно давнему болгарскому обычаю, если кукушка прилетает вечером к дому покойного, то она прилетает в поисках душ, и поэтому ей выносят хлеб-соль и говорят: «Если ты голодна, вот тебе хлеб и соль, и больше не прилетай». И если кукушка принимает угощения, то считается, что больше никто не умрет в ближайшее время. Аналогичным образом, как считали в древних культурах, можно откупиться едой и от прочей нечистой силы, которая приходит «по чью-то душу».
Ученые-этнографы также отмечают существование таких приговоров, как «Покойник из хаты, а хлеб-соль — в хату» – это говорят при выносе гроба с телом из жилища. Что особенно любопытно, так это то, что в ассоциативном ряду между загробным миром и едой еда иногда воображается в качестве строительного материала посмертья: «На небяске церковь с пирогов срублена, присноками выложена, ладками (оладьями) подшита». В некоторых случаях загробный мир представляется как целиком съедобный: сюда относится как популярный в европейских сказках сюжет о «пряничном домике», где заблудших детей поджидает смерть, так и поминальные лесенки из хлеба, по которым, как говорят, души восходят на небеса. Ольга Седакова, на протяжение многих лет изучавшая этот вопрос, указывает на наличие схожих мотивов и в творчестве классиков русской литературы: например, она указывает на «проекты съедобного мира будущего» в сочинениях Велимира Хлебникова (съедобная земля, озера — готовые щи и под.). Короче говоря, между смертью и едой формируется огромное число символических связей – наш материал будет посвящен тому, как некоторые из них проявляют себя в конкретных похоронных обрядах наших предков.
Свойства поминальных блюд
У славян, как отмечают этнографы, чуть ли не каждое задействованное в погребальном обряде место непременно было связано с некой обрядовой трапезой: в красном углу хаты на грудь умершему кладут блин, пока гроб еще стоит в доме, на крышку его ставят кушанья, которыми угощаются гости, но угощаются они также и ночью в жилище, и во дворе после выноса гроба, а затем хлеб раздается скорбящим на могиле после погребения; хлеб раздают во время шествия, дома по возвращении и т.д. Далее, в течение сорока дней еду оставляют возле могилы или выставляют на подоконниках, а кульминацией всего этого процесса становится погребальная трапеза, которая устраивается на сороковины.
Помимо прочего, исследователи отмечают существование так называемых «несъедаемых блюд» – например, тех, которые ставятся для покойных (иногда на отдельный стол «для мертвых», иногда – возле пустого места у общего стола). В зависимости от конкретной региональной традиции некоторая или даже вся поминальная еда может считаться собственностью покойного – об этом свидетельствует особое обращение с остатками, крошками еды: как правило, утверждается, что все они должны быть съедены или розданы, подобно тому, как должны быть розданы или погребены личные вещи умершего.
Более того, термины, применяемые к погребальным кушаньям, например, в Болгарии, свидетельствуют о том, что они считаются опасными вне обряда – аналогично опасной считается и вода, которой мыли посуду на поминках, – она именуется не иначе как «мертвой водой». Также известно, что в некоторых славянских традициях детям запрещается есть кутью.
Хлеб
Однако особое место в погребальных обрядах славян (как и в обрядах гостеприимства и обрядах свадебных) занимает хлеб. Во-первых, у некоторых славянских народов принято выпекать хлеб сразу после смерти или накануне смерти человека – чтобы «с горячим паром душа вышла». Также существуют обычаи, согласно которым хлеб месят в ногах покойного, также хлеб (в виде зерна, печеного хлеба, блинов, маленьких булочек) используется в обряде в разных актах и с разными функциями. Также у болгар есть множество проклятий и клятв, связанных с хлебом: «Пусть хлеб мне вырвет глаза»; «Пусть хлеб убьет меня»; «Пусть ослепит его хлеб, который он ел»; «Пусть хлеб его схватит за глаза» и т.д. – в этих примерах мы можем видеть, что хлеб приравнивается к некой высшей силе. Однако связь хлеба с загробным миром также иллюстрируется и некоторыми магическими ритуалами: например, в некоторых регионах Белоруссии раньше считалось, что если месить тесто и не вытереть руки, а спрятать их под фартук, когда мимо тебя везут умершего, то можно увидеть призраков, которые идут за гробом.
В своих работах Ольга Седакова отмечает как минимум три функции хлеба в похоронных ритуалах славян. Во-первых, он выступает в инструментальной функции: с помощью хлеба и квашни скорбящие хоронят смерть, ставя его на место покойного. Аналогичным образом, скорбящие рассыпают зерно вслед погребальной процессии, чтобы охранить живых от смерти, идущей по пятам за ними. Аналогичным образом, гробовщики не должны копать яму натощак – чтобы защититься от смерти, им следует поесть хлеба перед работой. Таким образом, хлеб тем или иным способ защищает живых от присутствия мертвецов. Далее, хлеб в славянских обрядах выступает в актах умилостивления. Хлеб приносят в жертву, чтобы он принес плодородие, хлеб подносят на могилу и оставляют его там, чтобы таким образом «покормить дедушек», его также раздают нищим, которые в момент дарения временно воплощают собой мертвых – потому что, очевидным образом, нищие всегда находятся на несколько шагов ближе к смерти, чем «нормальные» люди, живущие в относительном достатке. Как можно видеть, в приведенных примерах хлеб работает как метафора жизненной силы, которая должна помочь живым противостоять смерти.
Во-вторых, отмечается так называемая «объектная» функция хлеба. В данном случае имеется в виду, что хлеб и сам может быть в опасности в присутствии смерти, а значит необходимо применить некоторые магические действия, чтобы защитить его. Например, пока покойник в доме — хлеб (зерно) ворошат и перетряхивают, чтоб оно не потеряло споры. Далее, во многих регионах считается, что нельзя есть хлеб и ронять крошки в сторону покойного, а также что нельзя есть хлеб в то время, как движется похоронная процессия, а чтобы из дома не ушло изобилие, хозяйка должна, принимая хлеб из чужих рук, сесть на место умершего (такой обычай был раньше распространен в Прикарпатье). Хлеб здесь ассоциируется с достатком, с богатством, собственностью, которой живые бояться лишиться на фоне смерти покойного.
В-третьих, хлеб якобы может приобретать магические функции в результате тех или иных обрядовых действий. Например, в некоторых восточноевропейских регионах считается, что хлеб после контакта с умершим (например, если хлеб лежал на том месте, где раньше находился мертвец, или если хлеб лежал на поминальном столе во время трапезы напротив того места, которое символически занимал покойный), то этот хлеб приобретает особые свойства. И его потребление, как считается, обязано принести в дом плодородие.