Транспортное сообщение на кладбищах
Неизбежной проблемой любого крупного некрополя является доступность: когда расстояние от входа до нужного места захоронения составляет от 1-го километра и больше, а въезд транспорта строго ограничен, посещение могилы близкого человека или похорон превращается в тяжелое испытание. Создание транспортной сети может значительно упростить жизнь посетителям, и поэтому на территории крупных зарубежных кладбищ, особенно если речь идет об исторических мемориалах, нередко создают автобусные и трамвайные маршруты. Как правило, они позволяют быстро добраться и осмотреть все основные местные достопримечательности: захоронения знаменитых исторических деятелей, выдающиеся памятники архитектуры или скульптуры, конфессиональные участки, храмы, музеи и пр. Какие еще виды транспорта используются для передвижения на кладбищах?
Похоронные поезда
Стук колес проходящих составов плохо сочетается с печальной тишиной, свойственной старинным местам последнего упокоения. Однако стремительное разрастание городов и заметная нехватка кладбищенских земель в XVIII-XIX веках вынуждали крупные мегаполисы обустраивать новые кладбища далеко за городской чертой, которые бы были в состоянии на протяжение столетий обслуживать возрастающее по экспоненте число горожан. Новые некрополи зачастую не отличались удобством расположение и не могли соревноваться со старинными кладбищами по уровню развития инфраструктуры, а потому не пользовались популярностью у местного населения. «Час езды между развалюхами, пустырями и мужичьем - ради чего?» - так в 1874 году австрийская газета «Wiener Zeitung» прокомментировала состояние нового Центрального кладбище в пригороде Вены.
Чтобы повысить их привлекательность, власти вкладывали большие усилия в их благоустройство, в частности, с помощью транспортных систем, которые бы соединяли город и кладбища или даже помогали посетителям передвигаться по территориям крупных некрополей. В большинстве случаев для этого использовались трамвайные и автобусные маршруты, но некоторые мегаполисы решили пойти дальше и приспособить для этих целей железнодорожную сеть. Таким образом поступили множество городов, в том числе Лондон и Сидней.
Железная дорога «London Necropolis»
Бруквудское кладбище, ранее известное как Лондонский некрополь, было открыто в 1849 году в 37 километрах к юго-западу от Лондона, рядом с одноименным городком в графстве Суррей. Менее чем за 10 лет оно приобрело титул крупнейшего некрополя того времени – его площадь превышала 500 акров или 200 гектар. Столицу Великобритании и новое кладбище соединила железная дорога «London Necropolis» (LNR). С ее помощью городская администрация организовала массовую транспортировку эксгумированных для перезахоронения останков из Лондона в Бруквуд, а горожане получили возможность за сравнительно небольшой срок и с относительным удобством добираться до нового некрополя. Кладбищенские составы на линии London Necropolis были разделены на несколько секторов таким образом, чтобы представители разных социальных слоев и конфессий не смешивались между собой.
Дорога London Necropolis шла от небольшой одноименной станции, расположенной неподалеку от современного вокзала Лондон-Ватерлоо, и следовала вдоль линии современной Юго-Западной железной дороги до Бруквуда, где после остановки съезжало на ветку, ведущую на территорию кладбища. На кладбище было построено две станции: Северная предназначалась для католиков и христиан иных деноминаций, евреев и парсов, а Южная – для англикан. До места захоронения горожане могли добраться на конных экипажах.
Железная дорога была закрыта в 1941 году. До наших дней сохранилась только одна из четырех построенных станций LNR – Бруквудская, которая сейчас является частью Юго-западной железной дороги. В 2007 году здесь был установлен небольшой памятник, посвященный London Necropolis. Северная станция была снесена в 1956 после поражения большей части здания домовым грибом, а сохранившаяся платформа сегодня находится на шиитском участке кладбища и засажена кипарисовыми деревьями. Территория Южной (уничтожена пожаром 1972 года) принадлежит православной церкви Святого Эдуарда Мученика.
Железная дорога «Rookwood Cemetery»
Проблема перенаселения и нехватки земель под захоронения не обошла стороной и Сидней, который после обнаружения золотых залежей в 1851 году переживал беспрецедентный экономический и культурный подъем. Муниципальные власти решили обустроить новый крупный (250 га) некрополь неподалеку от поселения Хаслам-крик (сейчас Обёрн), поскольку тот удобно располагался на пути Главной пригородной железной дороги Сиднея («Main Suburban railway line»). Чтобы облегчить путь посетителей, от городской станции была проложена специальная ветка, ведущая вглубь территории нового кладбища. Название Руквуд было выбрано не случайно, и по всей вероятности является искажением названия Бруквудского некрополя, также оснащенного железной дорогой.
Новая линия была введена в эксплуатацию в 1867-ом, за год до официального открытия самого некрополя. Поначалу она состояла только из одной станции (Станция кладбища №1), однако в начале XX века на ней появилось еще 4: Станция №2 была открыта в 1901 и располагалась на католическом участке, Станция №3 – в 1897 и обслуживала местный морг, а конечная Станция №4 (1908) находилась на территории, принадлежащей еврейской общине. Похоронные поезда отправлялись от вокзала на Regent Street и по пути останавливались на определенных остановках MSRL, чтобы подобрать скорбящих и гробы.
В декабре 1948 городские власти объявили о закрытии дороги «Rookwood Cemetery». Станция №1 была разобрана и по частям транспортирована в Канберру для строительства англиканской Церкви Всех Святых в Эйнсли. От нее остался только поврежденный фундамент платформы, который восстановили в начале 2000-х, установив рядом памятную табличку и дорожный знак с названием станции.
Кладбищенские автобусы и трамваи
Примерами воплощения общественной транспортной системы на кладбище являются Ольсдорфское кладбище в Гамбурге и Центральное кладбище Вены - крупнейшие из европейских некрополей, которые ежегодно привлекают миллионы туристов со всех концов света. На территории Ольсдорфа действуют два автобусных маршрута (№170 и №270), которые имеют 13 и 12 остановок соответственно и охватывают всю площадь кладбища. Приобрести билеты можно на любой автобусной остановке или онлайн. Кроме того, также разрешен въезд машин.
Центральное кладбище в Вене немногим уступает Ольсдорфу в размерах. С 1971 года на его территории действует автобусный маршрут №106, который каждые полчаса курсирует между 19 пронумерованными остановками, которые находятся, в частности, рядом с почетными могилами великих музыкантов (Моцарт, Бетховен, Штраус и пр.), президентской усыпальницей и различными конфессиональными участками.
В России существует очень небольшое количество транспортных маршрутов, которые обслуживают территории кладбищ. В их число входят Домодедовский некрополь в Москве и Северное Ростовское кладбище – крупнейшее кладбище в европейской части России. Причиной этого является зачастую хаотичная планировка многих старых кладбищ, которая не позволяет проложить дорогу достаточно широкую, для того чтобы пропустить автобус.
Автомобильный транспорт на кладбище
Самым распространенным транспортом, который используется на территории кладбищ по всему миру, является, без сомнения, автотранспорт. В большинстве мест разрешен въезд машин, однако правила въезда между ними могут различаться. Например, в Арлингтонском кладбище в пригороде Вашингтона членам семьи после захоронения выдаются специальные семейные пропуска, которые вместе с паспортом и документами на могилу необходимо предъявлять на пропускном пункте. В противном случае машину внутрь не пропустят. На Центральном кладбище Вены за въезд придется заплатить 2,80 евро, однако посетить его могут не только близкие его постоянных обитателей. А в Руквуде въезд транспорта не только свободен, но и никак не регулируется, из-за чего через территорию некрополя нередко проезжают машины – что в большинстве стран категорически запрещено.
Российское законодательство разрешает использование автотранспорта на кладбищах, но при соблюдении определенных условий: въезд должен осуществляться исключительно с целью визита захоронения, после чего автомобиль должен покинуть территорию погоста. Для въезда требуется получить соответствующее разрешение администрации. При этом посетители-инвалиды первой и второй группы имеют право бесплатного проезда на территорию кладбища и крематория на личном автотранспорте.