В какое время хоронят умерших
Похороны – важный обряд, который знаменует переход человека из земного мира в потусторонний. Поэтому в большинстве культур существуют свои правила о том, когда положено погребать покойных. Некоторые дни и часы считаются подходящими для этого, а некоторые наоборот, неподходящими и даже опасными. В нашем сегодняшнем материале мы рассмотрим предписания разных религий по поводу того, в какое время лучше всего прощаться с умершим человеком.
В православии
В православии проводить похороны принято на третий день после смерти. Считается, что за это время душа успевает окончательно попрощаться с земной жизнью и покинуть тело. На третий день она предстает перед Богом и до девятого дня созерцает красоту рая, а потом до сорокового дня странствует по аду и смотрит на муки грешников. Еще один аргумент в пользу именно такого срока – то, что на третий день воскрес Иисус Христос, Сын Божий. Третины рассчитываются с учетом дня смерти, то есть если человек скончался 10 числа, похороны должны пройти 12-го. Так же вычисляют даты поминок (девятин и сороковин).
На Руси и в царской России обычаю погребать покойных на третий день следовали не всегда. Тому было несколько причин. Прежде всего, погодные условия. Зимой разбить замерзшую почву на кладбище было невозможно, поэтому тела покойных до весны помещали в общие могилы. В литературе можно встретить разные их названия: скудельницы, божьи дома, убогие дома. Все они выполняли функции современных трупохранилищ. По весне из них извлекали мертвецов и погребали как положено.
Знатных особ, царей и императоров всегда хоронили намного позже срока, чтобы успеть попрощаться с ними. Например, Елизавета Петровна умерла в декабре 1761 года, а похороны состоялись в феврале 1762 года (больше чем через месяц). Александр I скончался в ноябре 1825 года, а хоронили его в марте (через три месяца). Все остальные русские правители тоже были похоронены далеко не через двое суток после смерти. Важнее было успеть организовать торжественную церемонию и дождаться приезда многочисленных гостей, которые хотели в ней поучаствовать.
Погребение можно было проводить только после того, как закончатся все подготовительные процедуры. Предварительно тело покойного омывали, облачали в саван и клали в гроб. В доме зажигали свечи и лампады, иногда кадили, чтобы дым поднимался на небеса, сопровождая душу. В течение нескольких дней над умершим читали Псалтирь, а также служили панихиды и литии. В это время родные и близкие прощались с человеком и молились об отпущении его грехов. Затем выбирали день похорон. Обычно их назначали на светлое время суток. Утром еще раз служили литию, а также совершали в храме или на дому чин погребения и отпевание. Далее процессия направлялась на кладбище. Ее участники несли перед собой религиозные знамена и пели Трисвятое. Гроб опускали в землю, закапывали и возвращались домой. Все это делалось до обеда или до послеобеденного времени (примерно до 4 часов вечера).
В современности выбор даты и времени похорон считают личным делом семьи умершего. Покойных по-прежнему чаще всего хоронят на третий день, утром или в обед. Однако нет никакого греха в том, чтобы назначить прощание на вечер или провести, например, через неделю после смерти. Иногда у родных и близких просто нет возможности сделать это раньше. Церковь в данном случае не осуждает отступление от сложившихся порядков.
В католицизме и протестантизме
Так же как и в православии, в католицизме существует обычай погребать человека на третий день, но к нему относятся довольно демократично. Чаще всего для похорон выбирают ту дату и те часы, которые удобны родственникам покойного. Протестантское вероучение не дает никаких особенных рекомендаций о том, когда проводить прощание.
В исламе
В исламе считается, что покойного нужно похоронить как можно раньше. Если он был праведником, то быстрее попадет на небеса, узрит Аллаха и насладится райскими благами, а если грешником – родные и близкие быстрее смогут сбросить с себя груз его злых деяний. Поэтому погребальный обряд (джаназу) стараются совершить сразу после кончины. Когда смерть наступает днем или вечером, похороны разрешается проводить на следующий день.
По традиции завершить погребение требовалось до захода солнца. Изначально это делалось по гигиеническим соображениям. На мусульманских похоронах редко используют гробы и не бальзамируют тела, поэтому на жаре в мертвых тканях быстро начинаются процессы разложения. Сегодня ислам исповедают во многих странах, в том числе с умеренным климатом, поэтому не всегда есть практическая необходимость спешить с преданием тела земле. Однако этот обычай сохранился и дошел до нашего времени.
В буддизме
Раньше в буддизме существовала традиция не прикасаться к телу в течение трех дней. За это время родные и близкие могли убедиться, что человек действительно умер, а желающие попрощаться получали время, чтобы дойти до дома покойного. В наши дни такого правила уже не существует, но похороны все равно проводят на третьи сутки. Переносить их разрешено только в том случае, если они выпали на праздники или томобики. Последнее слово означает неблагоприятный день и связано с традицией предсказывать хорошие и плохие дни/часы для определенных начинаний. «Томо» означает «друг», а «бики» (или «хики») – «тянуть». Это слово указывает, что если умершего похоронят, он может утянуть за собой своих друзей, то есть они тоже умрут. Относительно времени погребения в буддизме нет каких-то строгих рекомендаций. Многие буддистские ритуальные практики занимают по несколько дней, например так называемые небесные похороны, при которых тело скармливают птицам. То, насколько быстро это произойдет, определяется самой природой. Долг людей в данном случае – смириться с приходом смерти и не пытаться повлиять на то, что от них больше не зависит.
В иудаизме
Тора велит проводить похороны непосредственно в день смерти, причем к этому предписанию относятся очень серьезно: похоронить человека разрешается даже ночью. Обычай ночного погребения распространен в Иерусалиме. В других городах он почти не сохранился до наших времен.
Хотя тело покойного запрещается без нужды оставлять дома или в морге на несколько суток, слишком сильно спешить при погребении не советуют. Это рассматривается как пренебрежение по отношению к покойному и его близким. Куда важнее обеспечить достойные условия прощания и дать возможность всем родственникам успеть на похороны. Тех, кто умер в шаббат или праздник, погребают ночью или на следующий день. Если человек скончался накануне шаббата, похороны наоборот стараются по возможности ускорить, а не откладывать.
В индуизме
На традиционных индуистских похоронах покойных положено сжигать. Этот обряд обычно проводят в течение суток с момента смерти. Тело кладут на носилки и предают огню в погребальном костре. Прах собирают в урну и развеивают (предпочтительно над священной рекой Ганг).
Заключение
Сегодня траурные обычаи во многих странах сильно видоизменились. Можно сказать, что они стали более универсальными. Например, в некоторых иудейских и мусульманских общинах допускают организовывать похороны на третий день после смерти – этот срок стал общепринятым даже для тех культур, в которых он изначально не присутствовал.
Что касается времени похорон, его обычно выбирают, руководствуясь не религиозными, а практическими соображениями. В светлое время суток работают ритуальные службы и кладбища, а гости церемонии могут беспрепятственно доехать до места прощания. Погребение ночью или поздно вечером служит скорее исключением из общей практики. К нему стараются прибегать только в экстренных случаях, когда по каким-то причинам нельзя похоронить или кремировать покойного на следующий день.