Захоронения под священным деревом на острове Бали

1577
Время прочтения статьи - 8 минут 10 секунд

В Индонезии на острове Бали близ озера Батур проживает древний народ Бали-Ага, который хоронит своих умерших прямо у корней священного дерева баньян. Причём представители этого не закапывает их в землю, как это делают остальные жители острова, а кладут у подножия мощных стволов и так оставляют. Считается, что аромат, источаемый могучим растением, заглушает трупные миазмы и ускоряет естественные процессы разложения.

Народ Бали-Ага

Наименование народности Бали-Ага переводится на русский как «люди с гор». Но самоназвание у жителей иное – Бали-Мула, что означает то же самое, но на местном языке звучит почтительнее. Встречается также понятие Бали-Пергунунган, которое имеет толкование «балийские горы».

Народ Бали-Ага проживает в двух деревнях Теруньян и Тенганан. Но только для первой характерно вышеописанное упокоение умерших. Оба поселения отличаются друг от друга и кардинально разнятся от остальной части островных жителей. Во-первых, здесь исповедуют анимизм. Индуизм оказал некоторое влияние на местную религию, но как и прежде, люди продолжают поклоняться духам природы. Во-вторых, народность Бали-Ага закрыта от внешнего мира. Это означает, что браки заключаются только между своими, измены порицаются вплоть до изгнания и проживать на территории селений могут только родившиеся здесь. На сегодняшний день народ Бали-Ага насчитывает порядка двухсот семейств.

Не смотря на кажущуюся замкнутость и отстранённость, жители указанных деревень отнюдь не чувствуют себя ущемлёнными. Благодаря обширным землям, где они выращивают сельскохозяйственные культуры, туристическому бизнесу и уникальному ткацкому мастерству, люди здесь считаются довольно зажиточными. Стоимость одного платка из шёлка, созданного особым плетением «двойной икат», порой достигает тысячи долларов. Правда и на изготовление одного изделия уходят многие месяцы, а то и несколько лет.

Деревня Теруньян

Деревня Теруньян расположена непосредственно возле священного баньяна. От остального мира её отделяет каменная стена с четырьмя входами, направленными ровно по сторонам света. Вечером все ворота замыкаются, потому жители обязаны вернуться в свои дома до заката солнца.

Название Теруньян буквально означает «дерево, источающее запах». Сам баньян действительно обладает приятным ароматом, который разносится по улицам селения. По приблизительным подсчётам разросшемуся дереву-роще уже минуло 1100 лет. Древний народ Бали-Ага считает себя коренным населением острова, поселившимся на этой территории задолго до заселения Бали яванцами. Но даже они пришли сюда, когда баньян уже достиг своей зрелости.

Легенда о возникновении деревни Теруньян

В давние времена жил на острове Бали король Далем Соло. И было у него три сына и одна дочь. В один из дней донёсся до него дивный аромат. Послал он своих детей разузнать об источнике столь чудного запаха.

Долго ли коротко ли шли королевские дети, но дошли они до вулкана Батур. Здесь дочь осталась на поселении и отказалась следовать далее. Ныне на этом месте воздвигнут храм Пура Батур, а сама Рату Аус Мас Макетег стала его покровительницей.

Во второй раз дети сделали остановку у озера Батур. Здесь остался жить младший из братьев – Рату Сакти Санг Ханг Джеро. Его очаровало пение местных птиц и здесь он основал деревню Кедисан. До сих пор в селении имеется статуя со скрещенными ногами, воздвигнутая в честь основателя.

На следующий день сыновья короля встретили двух чудесных девушек, и средний брат не устоял перед соблазном – остался жить вместе с любимой в её роду. Ранее в основанной им деревне Абанг Хамлет стояла статуя, созданная по его образу. Но в 1963 году извержения двух вулканов Гунунг Агунг и Гунунг Батур уничтожили её.

Только старший сын короля дошёл до чудесного баньяна. Здесь неподалёку уже жило племя Бали-Ага. Взяв себе в жёны первую красавицу селения Тару Меньян, принц Рату Сакти Панцеринг Ягат стал правителем нового народа. Саму деревню он назвал по имени любимой – Теруньян, а королева сменила имя на Рату Сакти Медуэ Юнг Сари. А чтобы больше никто не приходил сюда, влекомый чудесным ароматом, повелел хоронить умерших под корнями баньяна.

По другой версии чудесное древо нашёл слуга яванского короля Маджапахита. И чтобы правитель не прознал о столь прекрасном месте, он положил под корнями растения первое мёртвое тело дабы приглушить аромат.

Три кладбища деревни Теруньян

На самом деле в деревне Теруньян существует три кладбища:

  • на первом хоронят невинные души – младенцев, детей не достигших совершеннолетия, старых дев и холостяков;
  • на втором хоронят самоубийц, скончавшихся от инфекционных болезней, людей с различными увечьями;
  • на третьем, под корнями баньяна, удостаиваются чести быть погребёнными женатые мужчины и замужние женщины, что умерли естественной смертью и не имели увечий.

На первых двух погребения совершаются традиционным образом – тела закапываются в землю. Предавать трупы сожжению или рыть могилы возле баньяна запрещено – иначе вулкан Батур рассердится и начнётся извержение.

Похоронный обряд деревни Теруньян

Тело умершего по смерти обмывают, обряжают в нарядную, но недорогую ткань и отвозят на лодках вместе с личными вещами покойника под корни баньяна. По суше добраться до кладбища достаточно сложно. В качестве ориентира у входа некрополя имеется небольшой алтарь с черепами, где туристы могут оставить свои пожертвования.

У корней дерева находится 11 бамбуковых клеток-шалашей, что служат последним пристанищем для умерших. Они нужны для защиты трупов от разграбления обезьянами и другими животными. Чтобы похоронить нового усопшего, кости прежнего извлекают из такой клетки, обмывают и укладывают на ступенях рядом расположенного храма. Ныне здесь можно увидеть бедренные кости и черепа людей, живших много столетий тому назад. Если ни одно из 11 тел не достигло нужной кондиции, то нового почившего оставляют в дому на несколько дней, а то и недель. Также поступают, если семья скончавшегося не нашла деньги на совершение похоронного обряда. В случае подобной задержки останки обрабатывают формалином, чтобы остановить процессы распада.

На самом погребении женщины не участвуют. Впрочем, остальные жители также не наведываются больше к своим упокоенным. Потому территория погоста выглядит неухоженной: повсюду разбросаны вещи, обувь, посуда. От кладбища действительно не слышен запах разложения, хотя особо чувствительные туристы его замечают. Тогда гиды им сообщают, что зловоние источают те тела, чьи обладатели до смерти вели не совсем праведный образ жизни. В действительности же это зависит от погоды и уровня влажности. Замечено, что в сезон дождей восприятие запахов усиливается.

15 января 2021
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок