Заложные покойники

1933
Время прочтения статьи - 19 минут 0 секунд

С давних времен на Руси существовали представления о «правильной» и «неправильной» смерти. Людей, которые умерли по естественным причинам, не принято было бояться. Славяне считали, что они обрели покой на том свете и вряд ли вернутся обратно на землю, чтобы кому-то навредить. Их называли родителями – предками, покровителями рода. В специальные праздничные дни родителей поминали: приходили к ним на могилы, приносили угощения и цветы. А вот к тем, кто умер при трагических обстоятельствах – самоубийцам, жертвам преступников, утопленникам – относились совсем иначе. Их считали нечистыми и опасными, поэтому погребали не на кладбище, как всех, а в лесах, оврагах или болотах. Согласно поверьям, они могли превращаться в мифических существ, например упырей или русалок, и приносить разные несчастья живым: губить скот и урожай, насылать болезни, сводить с ума. В народе таких мертвецов называли заложными покойниками.

Что такое заложный покойник

Заложный покойник – это мертвец, обреченный вечно скитаться по миру, как призрак. У славян существовало поверье, что его держат на земле какие-то неразрешенные противоречия или незаконченные дела. «Заложными» считали прежде всего людей, умерших насильственной смертью. Само собой, им хотелось отомстить убийце, восстановить справедливость, и только после этого уйти в мир иной. Точно так же думали о тех, кто покончил с собой: раз им было невыносимо жить, значит, они озлоблены на кого-то и не найдут упокоения, пока не поквитаются с обидчиком. Часто восточные славяне боялись умерших некрещеных младенцев: хотя у них не было поводов сводить с кем-то счеты, их смерть нельзя было назвать в полном смысле слова нормальной – слишком уж короткий век им был отмерен на земле. Тогда верили, что и убитые, и самоубийцы, и дети бродят по деревням по одной и той же причине: они не прожили все, что должны были прожить, не использовали полностью отведенное им время. Так как Бог никого не забирает к себе раньше срока, у них нет другого выбора – только ждать Страшного суда и просить о помощи.

В целом заложными покойниками могли называть всех, кто заслужил в народе дурную молву: пьяниц, проституток или просто странных людей, которые жили не так как другие. Например, если в деревне была старуха, которая ни с кем не общалась и не любила выходить из дома, рано или поздно ее причисляли к ведьмам. Потом появлялись объяснения, почему она не может умереть естественной смертью: не нашла, кому передать свой бесовский дар, вот и мучается. На Руси вообще считалось ненормальным доживать до слишком преклонных лет. Это было подозрительно: вдруг человек заключил договор с нечистью и стал служителем дьявола. Существовало предание, что колдуны и ведьмы продлевают свой век, отбирая силы у окружающей природы: губя животных, высасывая соки из цветущих растений, снимая сливки с молока. Верили также, что из-за них могут болеть здоровые парни и девушки – таким образом они «заедают чужой век».

В отдельную категорию «неупокоенных» попадали люди, которые не успели сделать то, что должны были, например выполнить обещание, вернуть долг, помириться со своей семьей. Но в отличие от убийц, самоубийц и колдунов, их не считали особенно опасными. Им скорее сочувствовали. Некоторые брались помочь в таких ситуациях: отдать деньги, завершить начатую работу, принести за умершего извинения тем, кого он обидел.

В поверьях о заложных покойниках воплотились важные для славян представления, которые сегодня бы назвали философскими. Первое из них – если у человека была плохая жизнь, то он не сможет вовремя закончить свое земное существование. Пока кто-нибудь не изменит его участь, например не простит его или не доделает за него незаконченное дело, у его души не будет возможности обрести мир и покой. Второе – каждому отмерен свой срок, и если он слишком короткий или слишком длинный, это неправильно. Дети и молодые люди не должны умирать по трагической случайности, и точно так же старики, которые уже выполнили свое предназначение, не должны слишком сильно «заживаться». Если так происходит, значит, какие-то важные закономерности оказались нарушены, и виноваты в этом потусторонние силы.

Этимология

Предания о неупокоенных мертвецах существовали у многих славянских народов. Русские называли их нечистыми, мертвяками, навью; украинцы – мавками и нявками; болгары, сербы и поляки – только навью. Словосочетание «заложный покойник» ввел в начале XX века этнограф Дмитрий Зеленин. Оно заимствовано из вятского диалекта и обозначает ходячий труп. Термин «заложный» указывает на способ, которым погребали умерших от насильственной смерти: их помещали в яму лицом вниз и закладывали сверху булыжниками или ветками, чтобы они не могли подняться и найти дорогу обратно в деревню.

Другое название – навь – происходит от древних языческих представлений о загробной жизни. Навью называли потусторонний мир. Согласно славянским верованиям, он существовал по совершенно другим законам, отличным от земных. В него попадали не только мертвецы, но и различные мифические существа, являвшиеся воплощениями темных сил: упыри, русалки, оборотни, лешие, берегини. Чаще они вредили людям, но в редких случаях – помогали. Их можно было обмануть так, чтобы они указали дорогу или принесли какую-то другую пользу живым.

Поверья: сходства и различия

В славянской мифологии представления о заложных покойниках были очень разные. Пожалуй, их объединяет только одно: с телами таких людей обращались не по-христиански. Например, труп могли забрать с места захоронения и бросить в болото, чтобы в деревне не было засухи; или в него могли вбить осиновый кол, если подозревали, что умерший превратился в упыря и нападает на скот. Проходя мимо оврагов и перекрестков, где похоронены заложные покойники, славяне кидали на них камни. Таким образом они выражали пожелание, чтобы человек никогда не возвращался на землю и не мешал им жить нормальной жизнью. В некоторых губерниях были приняты еще более жесткие меры борьбы с «нечистью». Трупам перерезали сухожилия на ногах или вовсе отрезали ноги, чтобы они не могли встать. Иногда их прибивали и привязывали к гробу. Впрочем, в такие крайности впадали не всегда. Чаще могилу просто поливали святой водой, посыпали солью или зерном.

По описаниям этих обычаев можно понять, что к «неугодным» мертвецам относились не как к живым людям, а как к оборотням или злым духам. Считалось, что после смерти они превращаются в различных мифических существ:

  • русалок (утопленницы или девушки, покончившие с собой в лесах и полях);
  • упырей (колдуны и ведьмы);
  • мавок (мертворожденные дети, некрещеные младенцы и те, кто умер во время весеннего праздника под названием «Зеленые святки»);
  • игош (также мертворожденные дети, мелкие демоны);
  • шуликунов (дети, убитые своими матерями; согласно поверьям Вологодской губернии, они бегали по улицам с раскаленными железными крюками и могли захватывать прохожих, чтобы изувечить их).

В русской мифологии существовало представление о колокольных мужиках – мертвецах, которые по ночам сидят на колокольнях и смотрят на деревню. Жители некоторых губерний верили в Жердяя – высокого худого демона, бродящего по улицам и заглядывающего в окна изб.

В Белоруссии и на Украине в заложных покойниках реже видели нечистую силу. Но люди, которые проходили мимо мест их погребения, так же как и на Руси, должны были кидать в них камни и палки. Это считалось почестью – так умершему помогали оставаться в земле, по сути хоронили его заново.

Существуют свидетельства, что у славян были и добрые, человечные обычаи, связанные с навью. При каких бы обстоятельствах ни погиб человек, родные и близкие все равно сострадали ему и хотели, чтобы он обрел покой. Поэтому в седьмой четверг после Пасхи проводили коллективное поминовение умерших «неправильной» смертью. Такой день называли отрадой для душ, потому что в него даже презираемые на земле люди могли ликовать и радоваться.

В родительские субботы и другие поминальные праздники на Руси было принято всей семьей собираться за одним столом, чтобы почтить своих предков. Для них оставляли свободные места, а на тарелки им клали угощения: блины, кашу, оладьи, куски каравая. Делать все то же самое для нави не могли, но им кидали кусочки угощения под стол, чтобы они тоже могли поесть и поблагодарить живых.

Некоторые люди решались назвать своих детей в честь трагически погибших родственников, даже если те покончили с собой или были убиты. Таким образом умерших старались задобрить, уговорить не заниматься дурными делами, а направить свои силы на что-то благое: помогать внукам, покровительствовать им в земледелии, охранять от болезней.

Захоронение "заложных" покойников

С момента принятия христианства тела умерших на Руси было принято предавать земле. По православным догматам, каждому человеку после смерти предстояло воскреснуть и предстать перед Богом на Страшный суд, поэтому языческий обычай сжигать останки постепенно ушел в прошлое. Людей начали хоронить на погостах – небольших кладбищах возле церквей. Но заложных покойников, согласно народным поверьям, ни в коем случае нельзя было относить на кладбище. Сама их близость к церковной территории была бы оскорбительна для Господа. Поэтому для них выбирали другие места упокоения.

Очень распространен был обычай хоронить заложных мертвецов на перекрестках. Раз они не смогли найти правильный путь в жизни, значит, у них не получится сделать это и после смерти. Славяне верили, что человек, погребенный на перекрестке, будет вечно стоять у распутья и думать, куда ему пойти – а значит, он не вернется обратно в свою деревню и не сможет навредить живым.

Существовала определенная проблема и с тем, как зарывать тело в землю. Говорили, что земля отторгает трупы некоторых особенно неприятных ей людей (в первую очередь, конечно, колдунов и ведьм). Поэтому умершего клали лицом вниз в могильную яму, а сверху забрасывали чем придется: мхом, кучами сухих веток, камнями. Иногда при этом использовали гроб, а иногда нет. Хоронить лицом вверх было не принято по той причине, что из этого положения слишком легко встать. Славяне старались провести погребальный обряд так, чтобы мертвый человек никогда не вернулся в этот мир, не нашел дорогу домой. Поэтому его всячески дезориентировали и путали.

Подобные верования объясняются тем, что землю на Руси считали чистой, в каком-то смысле святой. Из нее люди появлялись, в нее же потом и уходили. Одно из самых страшных проклятий, которое посылали врагу – «Чтоб тебя земля не приняла». Многие верили, что нечистый покойник, попав в могилу, не разлагается, а только распухает и начинает дурно пахнуть. В таком виде он потом восстает и слоняется у домов живых, пугая их. Тот, кто покончил с собой, может вдобавок вызвать бурю: черти прилетают за его душой, насылая порывы ветра и грозу. Вообще способность передвигаться после смерти связывали с происками нечистой силы. Трупы сами по себе были неспособны вставать и ходить – только если в них вселялись потусторонние сущности. На Украине часто рассказывали, как колдуны просили перед смертью обжечь их тело кипятком или окропить святой водой, чтобы не бродить по округе до бесконечности. Бытовал также страшный рассказ о том, как бесы вынимают тела умерших из кожи и забираются в нее сами.

Места, в которых находились могилы убийц или самоубийц, считали оскверненными. Рядом с ними боялись ходить поодиночке или в темное время суток. Само собой, в изобилии существовал народный фольклор про встречи с мертвецами. Люди любили рассказывать друг другу пугающие истории: как слышали плач утопленницы возле реки, видели странного мужчину на обочине дороги, часами плутали по лесу, ориентируясь на младенческий плач. Фольклористы XX века зафиксировали сотни таких преданий – судя по всему, они пользовались популярностью даже тогда, когда на Руси исчезали последние отголоски язычества.

Около XIII века возникли отдельные места для погребения заложных покойников. Их называли скудельницами, или божьими домами. Они были устроены по-разному: иногда как сараи или небольшие домики, иногда – просто как ямы, огороженные досками или кольями. В них складывали тела убитых, самоубийц, мертвых младенцев, а также всех, чьи похороны было некому устраивать, например странников, случайно зашедших в деревню. Позже появился обычай хоронить этих людей по-христиански. В назначенный день все желающие приходили к убогим домам с гробами, саванами, цветами и поминальной едой. Покойных омывали, одевали и предавали земле неподалеку от кладбищ. Иногда над ними даже читали коллективную молитву. Известна история о том, как преподобный Даниил Переяславский добровольно взял на себя обязанность ухаживать за скудельницами, а потом решил построить рядом с ними храм и монастырь. По словам святого, его вдохновил на это нищий юродивый, который после смерти был погребен в убогом доме.

Отношение церкви

Церковь никогда не одобряла веру в заложных покойников. Священнослужителям не нравилось, что народ выдумывает все новые и новые поверья о том, как умершие превращаются в нечисть. С точки зрения христианства рассказы об оборотнях и упырях только пугали людей и мешали им принять православные взгляды на загробную жизнь. Особенно сильный протест вызывал обычай раскапывать могилы мертвецов, существовавший на Руси в языческие времена. Славяне долго верили, что неурожай, засуха, падеж скота и другие бедствия происходят из-за гнева мертвых. Поэтому надо вырыть их тела и бросить в болото или сжечь. Подобную процедуру духовенство считало надругательством над трупами и официально запрещало.

Несмотря на протесты Церкви, специфические обычаи погребения заложных покойников сохранялись у славян очень долго. Их неоднократно пытались изменить, сделать более человечными и религиозными. Например, преподобный Иосиф Волоцкий основал монастырь, при котором было разрешено хоронить и отпевать по православному чину погибших насильственной смертью.

В представлениях христиан и язычников о посмертной судьбе заложных покойников были не только различные, но и общие черты. Например, религия тоже признавала, что некоторые люди не заслуживают погребения по всем традициям. Скажем, для самоубийц, еретиков и отлученных от церкви представителей оккультных наук до сих пор не проводится отпевание. В прежние времена их хоронили за кладбищенской оградой, так как они не могли лежать на освященной земле.

Вопросы и ответы

Хоронят ли сейчас самоубийц на кладбищах?

Да, похоронить на кладбище можно любого человека, в том числе самоубийцу или того, кто отлучен от церкви. Никто не имеет права требовать перенести его могилу за ограду.

Какие поминальные дни были у славян?

Важнейшими поминальными днями на Руси считали родительские субботы, а также весенний праздник Радоницу. Позже Православная Церковь включила их в свой календарь, так как поддерживала обычай навещать усопших предков.

Почему убийц не хоронили так же, как остальных людей?

Потому что те, кто умерли раньше времени, представляли опасность для живых. Они были обречены на вечные скитания по земле, из-за чего становились мстительными и злыми.

Достойно проводить в последний путь близкого человека поможет служба Ritual.ru. Ознакомиться с нашими похоронными комплексами можно в соответствующем разделе сайта. Если у вас есть вопросы, звоните по единому номеру +7 (495) 100-3-100 . Операторы консультируют круглосуточно и бесплатно.


25 мая 2023
Тематика не раскрыта в статье?

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок