Посмертная маска
Посмертной маской называется слепок из пластичного материала, снимаемый с лица почившего. Это уникальная практика, которая позволяет передать последние мгновения человеческой жизни. Такие слепки с человеческих лиц часто признаются предметами искусства, их коллекционируют и выставляют в музеях по всему миру. В современном мире слепки с лица заказывают редко, но всё же они по-прежнему являются интересным и актуальным явлением.
История происхождения посмертных масок и самые известные примеры
Исследователи погребальной культуры считают, что практика подобных масок проявилась из-за несовершенства техники бальзамирования. Из-за недостаточно эффективных бальзамировочных составов лицо усопшего быстро деформировалось, отчего его первоначальный облик терялся. Для того, чтобы сохранить прижизненную внешность человека, с его лица делали слепок из драгоценного металла или воска.
В подробностях до нас дошла древнеримская практика посмертной маски. Каждый древний римлянин гордился своей семьёй, своими предками. В атриумах (внутренних дворах домов) было принято ставить специальный шкафчик, где хранились восковые слепки с лиц членов семьи. Коллекция таких слепков считалась показателем знатности римского рода. Позже они могли использоваться как модели для изготовления скульптур, изображавших покойного.
Технология изготовления таких масок не канула в Лету вместе с Древним Римом, а продолжила своё существование и в Средневековье, а после и в Возрождение.
Знаменитой на весь мир является посмертная маска итальянского поэта Данте Алигьери. Она была изготовлена из гипса вскоре после смерти автора «Божественной комедии» в 1321 году. Для итальянцев не было секретом, что поэт очень любил Флоренцию, поэтому решением властей в 1520 году гипсовый слепок лица поэта был передан туда из города Равенна, как дань заслугам и памяти великого итальянца. В 1911 году посмертная маска Данте была выставлена в Палаццо Веккьо: с тех пор туристы получили возможность взглянуть на запечатленное в гипсе лицо выдающегося поэта.
Слепки снимали с лиц великих деятелей и российской культуры. Одним из самых известных наших соотечественников, чье лицо было увековечено таким образом, стал Н.В. Гоголь. Маска Гоголя выполнена из алебастра, а её автором был скульптор Николай Рамазанов. Именно он всегда оспаривал легенду, что Гоголя хоронили живым: как настоящий профессионал, Николай Рамазанов знал, что снятие посмертной маски с живого человека невозможно. Это означает, что нет такого понятия как “предсмертная маска”.
Посмертной маски был удостоен и Л.Н. Толстой. Слепок его лица делал Сергей Меркулов – признанный мастер этого искусства. Согласно его воспоминаниям, при работе с Львом Толстым ему хорошо запомнился приоткрытый глаз усопшего и его сердито приподнятая кустистая бровь.
Зачем снимают посмертные маски?
Многим снятие с лица почившего слепка может показаться жуткой устаревшей практикой, которой не место в современном обществе. Почему всё ещё снимают посмертные маски? В наши дни у таких изделий есть два применения:
- Маска помогает в изготовления памятника: она по-прежнему остается лучшим способом придать скульптуре схожесть с почившим. Её делают почти сразу после смерти, когда черты усопшего ещё не успели даже немного деформироваться: таким образом лицо запечатленного в памятнике человека можно воссоздать именно таким, каким оно было при жизни.
- Для почтения памяти. Иногда её делают просто для того, чтобы всегда иметь возможность вспомнить внешность почившего в его последние дни, а иногда ставят в колумбарную нишу.
Материалы для посмертных масок: тогда и сейчас
Самые первые слепки с лиц умерших делались с помощью металла: золота, серебра, меди. В Средние века слепки стали делать из воска и глины, а позже им на смену пришёл алебастр – особая разновидность гипса. Сейчас эти маски делают из различных материалов: акриловой смолы с добавлением мраморной крошки, латуни с золотым напылением и многих других.
Как делают посмертную маску?
Скульптор приступает к работе после бальзамирования тела почившего. Сначала он покрывает лицо покойного вазелином, поверх которого тонким слоем наносит жидкую резину – разведенный с водой альгинат. Если почивший отличался густыми усами и бородой, то перед нанесением обоих составов, растительность на лице нужно покрыть лаком. Далее скульптур накладывает бинты, покрытые гипсом. Так он получает общую форму лица, называемую негативом. Позже эту форму нужно заполнить акриловой смолой, смешанной с мраморной крошкой. На застывание смеси уходит 6 часов. После этого скульптур вынимает слепок лица почившего из формы и художественно его обрабатывает: инкрустирует, наносит напыление, раскрашивает и т.д.
Сколько стоит снять посмертную маску?
Ritual.ru работает со скульпторами, изготовляющими посмертные маски. Мы можем предложить посмертные слепки двух видов:
- Посмертная маска из акрилита. Для изготовления используется акриловая смола с добавлением толченого мрамора. Процесс создания занимает до двух дней. Цена: от 70 тыс. рублей
- Посмертная маска из латуни с золотым напылением. Выполняется в срок до 40 дней. Стоимость: от 150 тыс. рублей.
Вопросы и ответы
Изготавливаются ли посмертные маски из гипса?
Нет, только из акрилата и латуни. Эти слепки лучше передают черты лица усопшего.
Можно ли заказать посмертную маску, а на её основе выполнить скульптуру?
Да, такая услуга возможна. Детали вы можете обсудить по телефону нашей горячей линии.
Можно ли снять посмертную маску прямо в гробу?
Ничего не мешает это сделать, но есть высокий шанс запачкать составами убранство гроба и одежду покойного.
Городская ритуальная служба Ritual.ru предлагает услугу снятия посмертной маски, которая выполняется лучшими скульпторами посмертной маски в Москве. Заказать услугу и организовать выезд скульптора в морг можно по телефону круглосуточной городской информационной службы 8 (495) 100-3-100.
Возможно, вам будет интересно:
Дополнительная информация: