5 лучших сцен похорон в кинематографе
Сцены смерти и похорон часто встречаются в кинематографе и нередко занимают одно из ключевых мест в картине. Горящий драккар, уносящий тело бесстрашного Эйнара в открытое море (Викинги, 1958), перестрелка с мексиканскими крестьянами за право предать земле тело «краснокожего» индейца (Великолепная семерка, 1960), надрывное прощание матери с преждевременно умершей дочерью (Стальные магнолии, 1989) – эти и многие другие кинопохороны и сегодня впечатляют любителей кино выразительной актерской игрой и эмоциональностью, способной вызвать слезы даже у самого невозмутимого человека. Они дают зрителям возможность почувствовать значимость роли, которую персонаж играл в сюжете, оценить след, который он оставил за собой, а также подумать о сложных экзистенциальных вопросах конечности человеческой жизни, смысле бытия и одиночестве.
В этой статье мы подобрали пять очень разных фильмов, подаривших мировому кинематографу красочные и запоминающиеся сцены похорон. Описанные ниже кинопохороны – это не единственные примеры выдающегося режиссерского мастерства, однако бесспорно заслуживают внимания всех ценителей хорошего кино.
Похороны Эйнара, сына Рагнара Лодброка – Викинги (1958)
При словах «похороны викинга» большинство современных людей представляет себе горящий драккар, уносящий тело павшего воина в море. Сам по себе этот образ не имеет отношения к тому, как скандинавы хоронили своих умерших, однако нельзя поспорить, что подобное зрелище впечатляет и завораживает. Хотя у мифа о горящей ладье викингов есть реальные исторические основания – тела выдающихся скандинавских вождей действительно нередко сжигали в деревянных кораблях, используя вытащенное на сушу судно в качестве огромного гроба, – своей популярностью он в первую очередь обязан голливудским фильмам о северных воителей. И в этой связи нельзя не упомянуть картину Ричарда Флайшера «Викинги» (1958) – именно в ней зрители впервые увидели на экране «викингские похороны».
Фильм «Викинги» повествует о кровной вражде между двумя сыновьями короля датских викингов Рагнара Лодброка, разворачивающейся на фоне набегов воинственных скандинавов на британские острова. Эйнар, наследник Рагнара, и его сводный брат Эрик, незаконнорожденный сын короля, зачатый от английской королевы, ненавидят друг друга, но их взаимная ненависть превращается в открытую вражду, когда они оба влюбляются в Уэльсскую принцессу Моргану. Картина заканчивается их поединком за руку и сердце девушки, в которой Эйнар погибает. В знак уважения к поверженному сопернику Эрик приказывает организовать воину похороны, «достойные викинга». На глазах у всей английской армии траурная процессия, несущая на носилках тело павшего воителя, спускается к скалистому побережью, где мертвеца укладывают на деревянную ладью. Когда судно отдаляется от берега, Эрик выпускает первую горящую стрелу. За ней в воздух поднимается залп горящих снарядов. Зрителям в последний раз показывают тело Эйнара, окруженное языками пламени, а затем крупным планом демонстрируют объятый огнем драккар, медленно уходящий под воду. Экран темнеет, начинаются титры.
Эпическая сцена похорон Эйнара в «Викингах» стала легендарной, и была впоследствии воспроизведена во многих других произведениях, посвященных скандинавским воителям, в том числе одноименном сериале Майкла Хёрста (2013 – 2020гг.).
Похороны Вито Карлеоне – Крестный отец (1969)
Мало кто не знаком с трилогией Фрэнсиса Форд Копполы «Крестный отец». Три картины собрали многочисленные награды, включая суммарно 9 премий Оскара, 5 «Золотых глобусув» и десятки других премий, наград и номинаций, и входят в число лучших фильмов в истории кинематографа. В своем «magnum opus» Форд Коппола искусно показал закулисье итальянской мафии в Америке и драму персонажей, оказавшихся в центре борьбы преступных группировок за власть.
В конце «Крестного отца» (1969) у могущественного дона криминальной семьи Карлеоне, Вито, случается сердечный приступ, и главенство над семейным бизнесом вынужден взять его сын, Майкл. Однако на похоронах отца у него нет времени на скорбь – акулы преступного мира, пришедшие выразить дань уважения умершему Крестному отцу, уже планируют уничтожение клана Карлеоне, видя в Майкле неопытного и наивного простака. Какой бы тяжелой ни была его утрата, Майкл не только должен показать как своим врагам, так и подчиненным достоинство и выдержку, но обнаружить предателя, ставшего причиной смерти его старшего брата, Сонни. Сочетание трагедии смерти обаятельного дона, сыгранного легендарным Марлоном Брандо, искреннего траура безжалостных преступников по скончавшемуся и политических интриг делает эту сцену похорон по-настоящему запоминающейся.
Похороны Спока – Звёздный путь 2: Гнев Хана (1982)
Франшиза «Звездный путь» является одним из культовых произведений, лежащим в основе современного киножанра научной фантастики. На протяжении десятилетий публика затаив дыхание следила за приключениями знаменитого трио: капитана звездолета «Энтерпрайз», Джеймса Кирка, его первого помощника, инопланетянина Спока, и корабельного доктора, Леонарда Маккоя. Однако во втором полнометражном фильме франшизы «Звездный путь 2: Гнев Хана» режиссеры пошли на смелый шаг: в конце картины Спок жертвует собой ради спасения экипажа «Энтерпрайза», отправившись чинить поврежденный двигатель корабля в залитый радиацией машинный отсек.
Спасенный экипаж корабля устраивает вулканцу торжественную церемонию прощания. Тело Спока погружают в черную капсулу-гроб, укрытую синим флагом Объединенной федерации планет. Под про речь капитана Кирка капсула опускается на конвейерную ленту, которая затем выбрасывает ее из корабля в космос. Прощаясь со своим близким другом и незаменимым помощником, Кирк произносит известные каждому фанату «Звездного пути» слова: «Из всех душ, с которыми я встречался во время своих путешествий, он был самым человечным». Камера показывает, как она улетает в космические просторы и взрывается, превращаясь в сверхновую.
Похороны Донни – Большой Лебовски (1998)
Несмотря на то, что культовый фильм братьев Коэнов снят в жанре фарсовой комедии, – а может быть благодаря этому – сцена похорон Донни, товарища Джеффри «Чувака» Лебовски и его лучшего друга Уолтера по боулингу, умудряется быть одновременно абсурдной, трогательной и трагичной. Во время прощальной церемонии главные герои поднимаются на высокий утес. В траурной речи Уолтер сбивчиво описывает умершего приятеля, затем отклоняется от темы и рассказывает о солдатах, погибших во Вьетнаме. Он завершает свое странное выступление словами из Гамлета: «Спи спокойно, милый принц» и открывает в коробку из-под кофе, в которой собран прах Донни, чтобы развеять его над океаном. Сильный ветер бросает прах усопшего в лица героев. Лебовски злится на Уолтера, но тот крепко обнимает его и предлагает пойти сыграть в боулинг.
Похороны Элли Фредриксен– Вверх (2009)
Многие кинокритики делят мультипликационный фильм студии Pixar «Вверх» на две части: первые десять минут и все, что следует за ними. Открывающий монтаж является одной из сильнейших частей мультфильма и по сути самостоятельной историей, умудряясь без использования диалогов тронуть зрителей до глубины души. В нем показана жизнь главного героя картины, Карла Фредриксена, и его супруги, Элли, от их знакомства в детстве до старости и ее смерти.
Сама сцена похорон Элли длится не более нескольких секунд. Однако этих нескольких секунд достаточно, чтобы передать тяжесть утраты своего самого близкого человека. Нам показывают пустую церковь, где на постаменте стоит гроб с телом умершей, окруженный цветами и воздушными шарами. Рядом сидит Карл. В его руках – яркий синий шар. Он встает и поворачивается к гробу, после чего сцена меняется, показывая, как он с трудом поднимается по ступеням своего опустевшего дома.