Азраил - ангел смерти

6204
Время прочтения статьи - 13 минут 0 секунд

Смерть является одной из основных частей человеческой жизни, которую издревле пытаются осмыслить люди. Наши предшественники, будучи не в состоянии объяснить, почему все живое умирает, нередко представляли смерть как отдельное божество, которое забирает в иной мир душу покойника. В авраамических религиях власть над жизнью и смертью была передана единому всемогущему Богу – однако следы этих древних представлений сохранились в виде так называемых «ангелов смерти». Наиболее известный образ - ангел по имени Азраил. Узнаем, откуда идут истоки этой традиции.

Кто такой Азраил?

Архангел Азраил – в авраамической традиции ангел смерти, который забирает души умерших и сопровождает их на тот свет. Имя Азраил (от ивр. “azár” – помогать и “el” – бог) или Азриэль впервые встречается в текстах ряда арамейских заклинаний, обнаруженных на территории древнееврейских поселений в Месопотамии и Леванте, датируемых 7 веком н.э. Кем в местных верованиях являлась эта фигура и была ли она связана со смертью, сказать сложно: его имя только единожды упоминается в списке других божеств, к которым чтец обращается за защитой. Однако этот «протоАзраил» занимал достаточно важное место в иудейском фольклоре, чтобы впоследствии быть ассимилированным стремительно развивающимся исламом.

В Коране ангел смерти еще не имеет собственного имени и упоминается только один раз – для обозначения божественного посланника используется слово «Маляк аль-Маут» (с араб. «вестник смерти»). В широкий оборот имя Азраил как имя ангела смерти входит около XII в.: имам Абу Хамид аль-Газали упоминает его в трактате «Воскрешение религиозных наук», кроме того, оно также встречается в «Исцелении через признание прав Избранного (Мухамеда)» андалусского богослова Кади Ийяда и «Рассказах о Пророках» ученого-правоведа Ибн Касира. Параллельно образ проводника-психопомпа Азраила распространялся и в иудейском фольклоре.

Позднее это имя начинает встречаться в христианской традиции: его упоминание можно найти в апокрифических текстах, в том числе эфиопской версии «Апокалипсиса Петра» XVI века и «Откровениях Павла».

В исламе

«Скажи: «Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены» (32:11 в пер. И.Ю. Крачковского)

В Исламе Маляк аль-Маут (и ассоциируемый с ним Азраил) стоит в одном ряду с архангелами Джибрилем, Микаилом и Исрафилом и вместе с ними считается одним из самых приближенных к Аллаху небесных сущностей. Хотя ангел смерти только мельком упоминается в суре 32 «Ас-Саджа» (Земной поклон»), более подробное, хоть и иногда противоречивое, описание дают о божественном вестнике хадисы. Азраил в исламе отнюдь не отрицательный персонаж – это один из самых преданных слуг Господа, который полностью повинуется его воле. Богослов Ибн Касир в своих комментариях приводит рассказ о том, как Аллах послал ангелов по всей земле собрать землю для сотворения человека. По стечению обстоятельств только Азраил смог выполнить это поручение, и потому Господь поставил его заниматься делами жизни и смерти. Когда настанет конец света и Исрафил первый раз протрубит в рог, который погубит все живое, Маляк аль-Маут останется, чтобы умертвить других ангелов. Когда обязанности ангела смерти будут выполнены, Аллах самолично заберет его жизнь.

Современные мусульманские богословы сходятся в том, что о правильности или неправильности использовать «Азраил» как имя ангела смерти, утверждать однозначно невозможно. В качестве аргумента они, в частности, ссылаются на «Историю от начала до конца» Ибн Касира, который писал: «Что же касается ангела смерти, то нет ясного упоминания об его имени ни в Коране и ни в достоверных хадисах. Но в некоторых асарах пришло, что его зовут Азраиль. И Аллах более сведущ».

В иудаизме

Ангел смерти в иудаизме или малах ха-мавет (с ивр. «вестник смерти») занимает неоднозначное место. В Танахе неоднократно встречаются упоминания об «ангелах-истребителях», которых Господь посылает, чтобы забрать чью-то жизнь. Во Второй книге Царств (24:16) бог, разгневавшись на израильтян, посылает ангела, чтобы наказать Иерусалим, однако в последний момент смилостивившись, приказывает тому остановиться. Этого же ангела, «стоящего между землею и небом, с обнаженным в руке его мечом, простертым на Иерусалимом» Давид позднее видит в 1-ой книге Паралипоменона (21:16). В Книге пророка Исайи (37:36) Господь вновь посылает его, на этот раз чтобы он уничтожил осаждавшее Иерусалим ассирийское войско: «вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мёртвые». Однако в каждом из этих отрывков ангел-губитель представляет из себя лишь безымянного посланника, исполняющего божью волю, а не отдельное персонифицирующее смерть существо.

Концепция ангела смерти появляется только в ряде талмудических сочинений. Как и мусульманский аналог, этот образ основан преимущественно на народном фольклоре. В Талмуде малах ха-мавет имеет двойственную природу, будучи с одной стороны слугой господа, а с другой олицетворением сил зла, желающим навредить человеку или увести его с верного пути.

Хотя в некоторых сочинениях встречается имя «Азраил», вестник гибели в талмудическом иудаизме чаще ассоциируется с Самаэлем или Сатаной. В этом образе Малах Ха-мавет забирает души грешников – души же благоверных иудеев забирает ангел Гавриэль.

В других религиях

Хотя образ Азраила ангела смерти не получил широкого распространения за пределами ислама и некоторых традиций иудаизма, упоминания о нем встречаются и в других религиях. В апокрифических сочинениях «Апокалипсис Петра» и «Откровения Павла» описывается ангел Эсраил, который по всей видимости имеет общие корни с исламско-иудейским Азраилом. Он имеет опосредованное отношение к смерти, являясь скорее палачом, обязанным после наступления Страшного суда пытать грешников в озерах пламени.

Сохранив большинство своих атрибутов, архангел Азраил под именем «Азраа-Иил» перешел из ислама в сикхизм. Сикский Азра-Иил также выполняет функцию проводника душ. Он наказывает согрешивших и помогает благодетельным.

Азраил или Эсрель (Эсреле, Есрил), пройдя долгий путь от Ближнего Востока до территории Волжской Булгарии, проник и в чувашскую мифологию. Чуваши представляли его как злого духа, который живет в Нижнем мире и забирает души умерших к себе. Чтобы Эсрель не послал на человека долгую и мучительную смерть, его необходимо задобрить жертвоприношением – для этого обычно использовали тушу барана, которую разделяли на три части и оставляли в лесу.

Облик Азраила

В разных традициях Азраила изображает по-своему. В Исламе Маляк аль-Маута иногда описывают как чудовищное существо огромного размера со множеством глаз, крыльев и конечностей. Абу Абдуллах аль-Куртуби писал, что Азраил обликом похож на голубого барана, со всех сторон покрытого глазами, крыльями и языками. По некоторым преданиям, он по-разному предстает перед благоверными и грешниками: чистые души видят его как прекрасного юношу, а согрешившие – как дышащего огнем черного великана. Ангел смерти в иудаизме обычно представляется как человекоподобная фигура, покрытая бесчисленными глазами, но иногда он также является перед умирающими людьми в облике безобразного старика с мечом в руке.

Как Азраил забирает смертных?

Когда жизненный срок человека подходит к концу, Господь сообщает Азраилу точное время его смерти, чтобы тот был готов вовремя забрать его душу из земного мира. В назначенную минуту он появляется у изголовья смертного одра умирающего. В исламской традиции Маляк аль-Маут держит в руках копье, которым он перерубает метафорическую вену жизни, после чего душа отделяется от тела. Грешники переживают смерть мучительнее, чем праведные люди.

Талмудический Азраил вооружен отравленным мечом: увидев над собой ангела смерти, человек в ужасе открывает рот, и с лезвия клинка ему на язык падает капля желчи – эта капля желчи и лишает умирающего жизни. По другим версиям, малах ха-мавет приходит с кривым и тупым ножом, которым он перерезает грешникам горлом, в то время как за благоверными иудеями спускается Гавриэль с наточенным до блеска кинжалом.

Образ Азраила в культуре

Смерть как вымышленный персонаж регулярно появляется не только в древних мифах и легендах, но и современной культуре. К образу ангела Азраила как поэтической персонификации смертного рока в своем творчестве обращалась Марина Цветаева, Лермонтов, Байрон, Эдгар По, Генри Лонгфелло и другие известные мастера пера. Историю о противостоянии зла в лице Азраила и христианской любви, воплощенной в девушке Нефте, в одноименной опере рассказывает итальянский композитор Альберто Франкетти. Чех Йозеф Сук также обращается к этому персонажу в своей самой масштабной работе – «Симфонии №2», посвященной памяти его безвременно почивших супруги и тестя.

Кевин Смит использует Азраила для создания образа главного антагониста в фильме «Догма» (1999). В этой картине Азраил – павшая муза и демон, изгнанный из рая за отказ участвовать в войне между силами Небес и Ада. Желая сбежать из преисподней и прекратить свои страдания, он пытается использовать двух павших ангелов, Локи и Бартлби, которые мечтают вернуться домой, чтобы нарушить принципиальные законы мироздания и уничтожить вселенную. Имя Азраила также появляется в комиксах и видеоиграх: его носят несколько важных персонажей вымышленной вселенной DC, а также герои игр «BlazBlue: Chrono Phantasma» и «Bleeding edge”.

Вопросы и ответы

Как зовут ангела смерти в христианстве?

В христианстве не существует какой-то конкретной фигуры, связанной со смертью. В ряде библейских преданиях Архангел Михаил и Архангел Гавриил исполняют роль проводников душ между земным миром и небесным, однако их образы выходят за пределы концепции ангела смерти.

Как архангел Азраил успевает встречать душу каждого умирающего человека?

Как ангел Азраил неподвластен законам физики и может существовать во множестве одновременно. В ряде исламских источников также утверждается, что он управляет легионом меньших ангелов, помогающих ему в обязанностях.

Кто такой психопомп?

Психопомп – проводник душ умерших в подземный мир. Это слово первоначально использовалось как эпитет греческого бога Гермеса.

Если вы столкнулись с потерей близкого человека и необходимостью организовать похороны, обратитесь в службу Ritual.ru. Наши специалисты помогут решить все возникшие проблемы и провести достойную церемонию прощания. Получить подробную информацию и заказать ритуальные услуги можно по круглосоточному телефону Ritual.ru: +7 (495) 100-3-100


25 февраля 2023
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок