Богиня смерти Хель
Смерть всегда волновала и беспокоила человечество. Не оставляли равнодушным и вопросы о том, что случается с человеком после смерти. Нежелание верить в полное окончание жизни привели к появлению большого количества версий о мире мертвых, загробном мире, в котором обитают умершие. Для древних греков царство Аида было местом, где души не только обретали успокоение, но и несли наказание за свои прижизненные поступки, причем наказание часто было изощренным и жестоким. Древние египтяне полагали, что тех, кто прошел суд Анубиса и оказался чист душой, ждет вечность на полях созидательного труда.
В скандинавской мифологии Хель — один из вариантов загробного мира. То, в какое царство попадал человек, зависело от того, как он умер и в каком был состоянии. Утонувших и утопленников забирала себе богиня Ран, супруга бога моря Эгира. Те, кто умирал невинными, попадал в ведение богини плодородия Гевьон. Счастливчиков, погибших в сражении, ждала либо Вальхалла и вечный пир у бога Одина, либо же золотые луга богини любви Фрейи. Но большинство — тех, кто скончался от болезни или старости — становился жителем мира Хель, где заправляла одноименная богиня смерти викингов.
Сегодня мы поговорим о том, как появился этот образ, как развивался и какое место Хель занимает в пантеоне скандинавских богов и культуре.
Происхождение имени
Хель (Hel) – это непосредственно смерть, могила и сам загробный мир Скандинавов. Похожие формы есть во всех германских языках: в старо-английском hell (это слово есть и в современном языке), древнефризском helle, древнесаксонском hellia, готском halja и древневерхненемецком hella. Предположительно, происходит слово от прото-Германского haljo — «скрытое место, иной мир», а то, в свою очередь — от праиндоевропейского корня -kel/-kol — «прятать, скрывать».
Хель упоминается в поэме «Прорицание вёльвы» и «Речах Гримнира». В первом источнике говорится, что одним из вестников Рагнарека станет кукареканье адского петуха. Во втором — указывается, что царство мертвых расположено под одним из корней мирового древа Иггдрасиля, а вне его находится Нифльхельм — царство вечного холода. Кроме того, есть поэма «Поездка Брюнхильд в Хель», в которой валькирия Брюнхильд рассказывает встретившей ее великанше о своей судьбе.
Точное устройство Хеля разнится от источника к источнику, в некоторых он однороден, в других — имеет разные регионы, такие как Муспельхельм (огненное царство) и Нифльхельм (царство вечного мороза). При этом самые древние из дошедших до нас источников говорят о богине Хель, но не о месте: «отправиться к Хель» было у скальдов распространенной метафорой до обозначения смерти.
Хель как отдельное место, при том весьма мрачное, упоминается у более поздних авторов, записывавших скандинавские сказания, будучи при этом христианами. Вероятно, на эти более поздние описания повлияли христианские версии ада как места бесконечной пытки. Этого компонента у скандинавов по большей части не было: мифы позволяют предположить, что в Хель отправлялись не за грехи, а просто потому, что умерли определенные образом, а само место было местом упокоения, а не наказания.
Образ Хель в скандинавской мифологии
Образ Хель как отдельного божества, судя по всему, сложился раньше, чем концепция загробного мира в целом. Хель, согласно большинству сюжетов, является дочерью Локи и йотунши Ангрбоды, и таким образом не принадлежит собственно к Асам, как и ее отец. Тем не менее, она имеет божественный статус. У Хель есть два родных брата: гигантский волк Фенрир и мировой змей Йормунгард, и сводные братья и сестра: восьминогий конь Слейпнир, Нарви и Вали (первый зачат и рожден Локи от жеребца Свальдифари, двое других являются детьми Локи и богини Сигюн).
Описание Хель тоже является двояким. В первом появлении в поэме «Видение Гюльви» написанном Снорри Стурлусоном в 1220 году, Хель предстает как нечто ужасающее: одна половина тела у нее черно-синяя, другая — мертвенно-белая, и в целом она похожа на огромный труп на разных стадиях разложения. Рост у Хель больше, чем у инеистого великана. Вся она внушает ужас и трепет, связанные со смертью. При этом, когда Хель заговаривает, звучит речь не монстра, а подобающая божеству.
«Но Хель сказала, что надо проверить, правда ли все так любят Бальдра, как о том говорят. И если все, что ни есть на земле живого иль мертвого, будет плакать по Бальдру, он возвратится к асам. Но он останется у Хель, если кто-нибудь воспротивится и не станет плакать» (Младшая Эдда).
Некоторые исследователи полагают, что имеющийся образ Хель был во многом изобретен Стурлусоном, и имеет не слишком много общего с реальной богиней смерти, если та вообще существовала. Дело в том, что в ранних источниках Хель упоминается крайне скупо, а ее описания нигде не встречается, впервые мы находим его именно в «Видении Гюльви». К тому времени, как Стурлусон записывал свои произведения, Скандинавия была христианской уже более сотни лет, и опирался он сам на сохранившиеся устные пересказы историй, значительно искажённые, а также добавлял в них свое религиозное восприятие (Стурлусон был монахом). Другие специалисты отмечают, что похожие божества присутствуют и в других пантеонах: это, прежде всего, ирландские богини Бадб и Морриган, а также индийская Кали.
Археологические артефакты и средневековые источники
Сегодня сложно сказать точно, являлась ли Хель непосредственно объектом поклонения и был ли у нее свой культ. Скандинавы редко возводили религиозные сооружения, как это делали, например, древние греки или римляне, большинство церемоний проводились под открытым небом, что не способствует сохранению предметов культа и следов проведения ритуалов, поэтому об обрядах мы знаем не так много — то, что нам известно, было записано христианами или мусульманами, и точность таких источников может быть поставлена под сомнение.
Тем не менее, существует несколько медальонов эпохи Великого переселения народов, которые, предположительно, изображают Хель, а также Одина и Локи. Но точных подтверждений данной теории нет.
Образ богини Хель в современной культуре
Несмотря на большой интерес современной массовой популярной культуры к образам древней и средневековой Скандинавии, Хель относительно редко – реже, чем боги Тор, Один или Локи – встречается в современной развлекательной литературе, фильмах, мультипликации или видеоиграх. Известное воплощение богини в наши дни — Хела из комиксов Марвел. Как и в случае с мифологическим прототипом, она — дочь одной из инкарнаций Локи Лауфейсона и богиня мира мертвых, и в этом качестве часто оказывается противником Тора. В фильме 2017 года «Тор: Рагнарек» роль богини Хель (Хелы) исполнила Кейт Бланшетт.
Вопросы и ответы
Почему у греков богом мертвых был мужчина, а у скандинавов — женщина?
Точного ответа на этот вопрос нет, но некоторые исследователи, например Хильда Эллис Дэвидсон, отмечают, что у целого ряда кельтских и германских народов божества, связанные со смертью — женского пола. Это может говорить, в частности о том, что ритуалы, связанные со смертью, у этих народов традиционно проводили женщины.
Правда ли, что все древние скандинавы стремились умереть в бою?
Нет. Это была цель правителя — конунга, его дружины, а также викингов, бывших маргиналами в скандинавском обществе (они занимались набегами и пиратством, в то время как большинство скандинавов были земледельцами и скотоводами). Умереть в бою было почетно, но и смерть от болезни и возраста не была зазорной.
Были ли у Хель свои жрецы? Что они делали?
Утверждать это сложно, так как отдельной группы жречества как такового в Скандинавии не было. Обряды и ритуалы проводили члены общины, в том числе конунг. Скорее всего, похоронные обряды проводились также.
Похороны — это процесс, отражающий культуру общества, и потому требует соблюдения многих правил и внимания к деталям. Если вам необходимо провести похоронный обряд в соответствии с заветами определенной религии или конфессии, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам. Они доступны по телефону: +7 (495) 100-3-100 .
Если вы столкнулись с потерей близкого человека и необходимостью организовать похороны, обратитесь в службу Ritual.ru. Наши специалисты помогут решить все возникшие проблемы и провести достойную церемонию прощания. Получить подробную информацию и заказать ритуальные услуги можно по круглосоточному телефону Ritual.ru: +7 (495) 100-3-100
Возможно, вам будет интересно: