Буддистская мумификация
Буддизм берет начало своей истории с середины первого тысячелетия до нашей эры, он является одновременно и философским учением, и мировой религией, а потому регламентирует различные стороны жизни, включая и необычные похоронные ритуалы. Мумифицированные монахи из Японии уже не первый век привлекают к себе внимание туристов и ученых, но мало кто знает, как именно они превратились в мумии. Эта статья расскажет вам о необычном способе сохранения тел буддийских монахов, столь важном в прошлом и столь пугающем в настоящем.
Мумии из страны восходящего солнца
Даже маленькие дети знают о египетских мумиях, для которых возводились роскошные гробницы, лучшие мастера делали погребальные маски, которые впоследствии стали настоящими произведениями искусства наравне с саркофагами, в которых мумии захоранивались. Но немногие знают, что также существуют мумии и в Японии, которые называются сокусимбуцу. Вот только из-за разницы культур японские мумии отправлялись в загробный мир без украшений и надгробных изваяний. Техника сокусимбуцу преимущественно использовалась буддийскими монахами, а само слово, в переводе с японского языка, имеет действительно поэтическую формулировку: «тот, кто стал Буддой во плоти». Этого звания удостаивались монахи, которые прошли через суровый путь к самомумификации, прекратив себя в мумии. Последний, известный нам, зарегистрированный случай превращения просветленного человека в Будду, был зафиксирован в начале двадцатого века, а именно, в 1903 году.
Истории хорошо известно о двадцати четырёх японских монахах, которые успешно смогли пройти через данную процедуру и навсегда остаться в истории в виде своеобразных религиозных памятников. Существует предположение, что за всё время попыток пройти путь «святости» и достичь высшего уровня просветления, погибла не одна сотня людей, но эти тела не смогли мумифицироваться достаточно надежно для длительного сохранения их. Практика сокусимбуцу упоминается в литературе – например, в романе «Гассан» Мори Ацуси, получившем премию Акутагавы в 1974 году, и «Убийство командора» Мураками Харуки, бестселлере 2017 года. По всей стране известно 18 таких мумий, восемь из которых хранятся в префектуре Ямагата.
Буддистская самомумификация
Когда тело превращается в мумию без вмешательства человека, а лишь с помощью внешних сил, это называют естественной мумификацией. Чаще всего одним из наиболее важных факторов для мумификации являются свет, влажность и температура. Эти условия помогают тормозить разложение останков, и конечном итоге полностью его остановить путем испарения влаги из тела. Еще одним немаловажным фактором может стать отсутствие доступа кислорода к телу, что также будет препятствовать гнилостным изменениям, а также при определенном образе жизни, которой заключается в соблюдении жестких, аскетических правил и голодании.
Все это, в конечно итоге, приводит к самомумификации, к такой практике ранее прибегали буддийские монахи, вот только результат был не всегда положительным. Но стоит отметить, что такие останки, которые подверглись самомумификации, считали показателем духовного просветления и нечеловеческой выдержки и самодисциплины, что привело к культу поклонения мощам, в знак великого уважения к просветленным.
Ритуал самомумификации заключается не в сложных процессах бальзамирования, когда извлекаются внутренние органы и телесные жидкости, а достигается путем строгого аскетизма, что позволяло справляться монахам без посторонней помощи. Для этого необходимо было, в первую очередь, ограничивать себя в пище и придерживаться строгого рациона, изнурять своё тело тяжелыми тренировками и долгими медитациями. Пожалуй, простому человеку сложно представить, для чего монахи подвергали себя подобных ухищрениям, но на самом деле ответ кроется в названии. Монахи таким образом стремились обрести святость и прийти к просветлению и самим стать Буддой.
История буддистских мумий
Первым сокусимбуцу, который прошел сквозь эту тяжелейшую трансформацию, считается монах Кукай(774-835), который был не только государственным мыслителем, но также поэтом и основателем школы Сингон. Этот человек практиковал строгий аскетизм: его тело мыло измучено голодом и жаждой, но закалено жесткими тренировками, а долгие медитации помогали поддерживать состояние максимального сосредоточения на своей цели.
Результатом всего этого стала достаточно необычная смерть, которая произошла на горе Коя в префектуре Бакаяма. Адепты Сингон обнаружили тело, замурованное под землей в медитативной позе, но удивительно было то, что его волосы не были повреждены, а тело не разлагалось и не приобрело характерных гнилостных изменений. Больше всего это было похоже на глубокий сон или медитацию, вот только сам Кукай был уже давно мёртв. Ему удалость стать мумией благодаря его выдержке и вере.
Люди сочли, что мудрец достиг высшего просветления и сумел стать Буддой. Это привело к тому, что у него появились последователи, которые положили начало новой тенденции. Необычным можно считать и то, что в храме на горе Коя, где и по сей день хранится мумия мудреца, существует традиция ежедневно подавать ему пищу, так как считается, что монах всё ещё жив и находится в глубокой медитации.
Мумии сокосимбуцу в настоящее время
Хотя ритуал самомумификации практиковался долгое время в Японии, правительство страны сочло сокусимбуцу слишком жестокой практикой и, к тому же, слишком «буддистской». Что было неприемлемо в рамках внедрения синтоизма как государственной религии. Поэтому в Японии данная практика официально запрещена законом. Запретили ее довольно давно – в 1879 году, несмотря на довольно большое количество приверженцев. И по сей день требуемое для сокусимбуцу захоронение заживо расценивается в настоящее время японскими законами как помощь в самоубийстве, а извлечение тела через 3 года и 3 месяца, чтобы сделать «будду в собственном теле», – как преступление, заключающееся в раскопках гробницы и уничтожении трупа.
Также лишена государственной поддержки религиозная традиция «четырёх храмов школы Сингон», которые являются главными хранителями мумий сокусимбуцу. В прошлом при паломничествах храмы получали от паломников плату за поход по горам, но храмы, где находятся мумии, лишены такого дохода. При этом в Японии существуют сложности признания сокусимбуцу в качестве культурного достояния, ведь они не не являются собственно буддийскими статуями - это человеческие тела. Поэтому их не могут признать культурным достоянием, и потому монастырям невозможно получить субсидии на уход за ними от национального правительства и муниципальных властей, расходы на их содержание ложатся целиком на храмы, где они хранятся. Поэтому храмы благосклонно смотрят на то, что множество туристов стекается каждый год к мумифицированным останкам – кто из религиозных побуждений, кто из праздного интереса.
Отдельно интерес мировой общественности к буддийским мумиям подогревается тем фактом, что монахи не позволяют проводить научные процедуры над телами, однако информация о сокосимбуцу постепенно накапливается за счет наблюдения и открытия древних источников с описаниями. Связанные с мумиями ритуалы, такие как смена одеяний сокусимбуцу, которая проводится раз в 6 или 12 лет, также закрыты для публики, и их трудно определить как нематериальную ценность народной культуры.
Несмотря на государственный запрет, к практикам самомумификации, по слухам, то и дело путаются прибегнуть различные современные последователи буддизма, но безуспешно. В Японии и близлежащих странах даже распространен особый вид мошенничества – людям, желающим обрести посмертие в виде мумии, некие неизвестные предлагают заключить прижизненный договор с одним из храмов, практиковавших в прошлом сокусимбуцу, чтобы затем стать «буддой в собственном теле», но после взятия денег посредники немедля исчезают. Монахи, разумеется, воспринимают подобное отношения как святотатственное, однако по данным японской полиции жертвами такого мошенничества стали по меньшей мере 130 человек за последние десять лет – в основном иностранцы.
Последняя буддистская мумия была найдена в 2015 году в Монголии, когда её пытались продать на чёрном рынке, и долгое время в обсуждалась вероятность того, что тело было мумифицировано совсем недавно Однако проведенная экспертиза показала, что монах умер более 200 лет назад. Следует полагать, что в настоящее время мумификация сокусимбуцу является в в большей степени культурным достоянием и туристической достопримечательностью, а не доступной для умерших буддистов возможностью погребения, так как техника мумификации не только запрещена, но и очень сложна
Техника мумифицирования
Существует пошаговая инструкция для превращения своего тела в мумию, можно сказать «при жизни». Для начала необходимо изнурительным голодом сжечь все жиры в организме. Для этого первую тысячу дней монаху необходимо было употреблять в пищу только орехи, зёрна и различные фрукты и ягоды, не забывая при этом, про усиленные физические нагрузки. Этот этап имеет очень большое значение, так как для успешной мумификации необходимо высушить тело настолько, чтобы в нем практически не было ни жиров, ни воды. Вторым этапом считается еще большее голодание в течение еще одной тысячи дней, но при этом в рацион также добавляется ядовитый чай. В течение второй тысячи дней диета становится всё сложнее. В пищу допускались только коренья и древесная кора, уменьшая порцию с каждым разом. Но вместо изнурительных тренировок необходимо было укрепить свой разум с помощью длительных медитаций.
Совокупность данных факторов и действий приводила к тому, что монах практически переставал двигаться и терял не только жировую массу и воду, но также и мышцы, что приближало его к заветной цели. К концу второй тысячи дней монах заваривал чай из ядовитого сока дерева уруси. Этот отвар необходимо было употреблять регулярно. Ядовитый чай приводил к тому, что у монаха начиналась обильная рвота, которая приводила к обезвоживанию. Сок данного дерева настолько токсичен что попадая в организм человека при жизни сохраняется в нём навсегда и это приводит к тому, что ни одно насекомое или личинка не может повредить целостности останков, так как они являются ядовитыми для них.
Итогом второго этапа становится полная «скелетизация» человека, остаются только кости и обтягивающая их тонкая как пергамент кожа. Третьим, и финальным этапом было замуровывание монаха в каменной могиле, глубиной примерно в три метра. Конечно же, сам монах был уже не в состоянии обеспечить себе самозахоронение и это помогали сделать его ученики. В эту могилу устанавливался деревянный ящик размером с человека. Монах принимал позу лотоса в нём, и ученики замуровывали потолок. Начиналась его последняя медитация, результатом которой являлась смерть, однако, чтобы избежать преждевременной смерти от нехватки воздуха под землю проводили полый бамбук для подачи воздуха. Также у монаха был колокольчик, которым он оповещал людей снаружи о том жив ли он.
Мумифицирование в буддийской философии
Считается, что основоположником Буддизма является Сиддхарха Гаутама от которого его родной отец всю жизнь скрывал все горести и несчастья этой жизни, позволяя видеть лишь роскошь, богатство и достаток. Сиддхарха женился на единственной любимой женщине, которая позднее родила ему сына, а толчком к душевному перевороту, как гласят легенды, стали четыре встречи. Сиддхарха Гаутама в начале встретил немощного старика, который был уже совсем слаб, он страдал проказой и вскоре умер. Сиддхарха, который до этого никогда не видел ни болезни, ни старости, ни смерти был поражен случившимся. Вторая встреча была с нищим путешественником, который в целом был доволен своей жизнью и который уже ничего не искал. Это также потрясло принца и заставило его задуматься о жизненном предназначении и судьбах людей. Тогда принц принял решение тайно уйти из своего дома, оставив жену и сына и податься в аскетизм, пытаясь разыскать смысл жизни и в результате глубоких размышлений и долгих медитаций он стал просветленным и пробужденным, он стал Буддой.