Дмитриевская родительская суббота в 2020 году
Поминовение усопших – важная часть христианской культуры, Никео-Константинопольский Символ веры, один из основополагающих богословских текстов христианства, который содержит главные догматы религии, определяет церковь как единую, святую, соборную и апостольскую. Из этих определений «соборность» выражает единство всех членов христианской общины, живых и умерших, в лоне церкви, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с богом. Однако после смерти человек теряет способность творить благие поступки, а его мольбы о прощении не могут искупить плохие поступки, которые он совершил на земле. Только молитвы живых христиан способны облегчить его мучения или заслужить ему избавление от страданий. В свою очередь, пребывая у божьего престола в раю, умершие праведники молятся за спасение живых.
По этой причине церковью были выделены особые поминальные дни, чтобы вся община могла вместе помолиться за усопших. Эти дни в православной традиции называются родительскими субботами. Православный богослужебный устав признает 5 родительских суббот: Мясопустную и Троицкую вселенские субботы, а также три субботы Великого поста (2-ую, 3-ью и 4-ую). Кроме того, существуют и малые родительские дни, когда всеобщее поминовение умерших совершается даже несмотря на то, что в богослужебном уставе день не отмечается как заупокойный. К ним, в частности, относится Дмитриевская родительская суббота.
Когда отмечается Дмитриевская суббота?
У Дмитриевской родительской субботы в церковном календаре нет постоянной даты. Она приходится на субботний день перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, который, в свою очередь, традиционно отмечается 26 октября в Греческой или 8 ноября – в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях. В 2020 году она пройдет 7 ноября.
Дмитриевская родительская суббота – последний поминальный день в православном богослужении, когда в церквях совершают особую панихиду по всем православным христианам, когда-либо жившим на земле.
История возникновения Дмитриевской субботы
Православная литература связывает начало традиции поминовения усопших перед Дмитриевым днем с именем князя Дмитрия Донского и его победой над Мамаем в знаменитом сражении на Куликовом поле. В том бою, по оценкам историков, русское войско потеряло от 10 до 30 тысяч человек, а золотоордынская армия была полностью разбита. Убитых было так много, что хоронили их на протяжении целой недели, с 9 по 16 сентября (по юлианскому календарю).
Одержав победу столь дорогой ценой и лишь чудом не погибнув в бою, князь вернулся в Москву и сразу же отправился к преподобному Сергию Радонежскому в Троице-Сергиев монастырь. Помолившись и поблагодарив братию за их молитвы, Дмитрий Иоаннович наказал отслужить заупокойную панихиду по всем убитым в бою ратникам. Среди них были и два инока, которых игумен Радонежский отправил вместе с ним к Мамаю: Александр Пересвет и Родиона Ослябя. Оба монаха-воина пали на Куликовом поле и были вместе погребены в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
Впоследствии Иван Грозный закрепил указ своего прапрапрадеда, повелев в субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». Этот обычай сохранился и в последующие века и дошел до наших дней в своем первоначальном значении.
Языческие корни православного праздника
Первые письменные упоминания Дмитриевской родительской субботы как поминального дня относятся к XV веку, однако, по всей вероятности, обычай совершать в этот день поминовение восходит еще к языческим поверьям. Древние славяне отмечали Дмитриев день как переход от летнего к зимнему полугодию, и приурочивали к этому важному событию последние, «прощальные», поминки по усопшим предкам. В октябре на Дмитриевскую субботу в народе издревле было принято посещать кладбища, накрывать богатые столы с выпивкой и угощениями, устраивать пляски и игрища. Считалось, что чем обильнее еда и возлияния, тем «веселее» будет зимовать покойникам. По всей вероятности, с распространением христианства христианское вероучение наложилось на языческие традиции, создав своеобразный религиозный сплав.
Традиции Дмитриевской субботы
Церковные богослужения
Согласно христианскому учению, молитвенное поминовение намного важнее для усопших, чем посещение могилы, а поэтому священники рекомендуют всем, кто желает помянуть почивших родственников, посетить храм и помолиться за них. По церковным канонам, поминальные богослужения начинаются в пятницу вечером накануне родительской субботы, когда в храме служат парастас – великую панихиду по всем усопшим православным христианам. Все тропари, стихиры и песнопения парастаса посвящаются молитве за благополучие умерших. На следующий день утром после Литургии служится и обычная панихида.
В Дмитриевскую субботу прихожане могут подать священникам заупокойные записки с именами усопших и поставить свечку за их упокоение. Кроме того, принято приносить в храм пожертвования в виде продуктов и даров для храма. Для этого рядом с каноном устанавливают специальный «канонный» стол.
Обратите внимание! Коронавирусная пандемия еще очень нескоро ослабит свою хватку, поэтому при посещении общественных мест, в том числе храмов, соблюдайте необходимые меры безопасности: используйте средства индивидуальной защиты, сохраняйте дистанцию в 1,5 метра, регулярно мойте руки и избегайте касаться лица. В случае недомогания или при подозрении на простуду, лучше останьтесь дома и помолитесь перед иконами – таким образом вы позаботитесь не только о мертвых, но и о живых братьях и сестрах по вере.
Посещение кладбищ
Посещение кладбищ в родительскую субботу – обычай настолько же древний, насколько распространенный. Его практиковали как на Руси, так и в современной России. Возрождению традиции способствовал запрет на совершение религиозных обрядов в Советском союзе. Не имея возможности собраться в храме, христиане стали навещать кладбища – одно из немногих мест, где у них оставалась возможность встретиться с братьями по вере и вместе вознести поминальные молитвы.
Несмотря на то, что эти непростые времена остались в прошлом, как верующие христиане, так и атеисты стараются в родительскую субботу посетить могилу любимого человека и привести ее в порядок. Хотя формально церковь этого не запрещает, священники рекомендуют в этот день первым делом посетить литургию и только потом отправляться на кладбище.
Поминальные трапезы
Подобно тому, как поминальной трапезой поминают усопшего на третины, девятины и сороковины после смерти, так и в родительскую субботу принято накрывать стол и собираться в кругу семьи. На стол по традиции ставят народные поминальные угощения: кутью, блины, кисель, пироги с самыми разнообразными начинками. Кроме того, можно приготовить любимую еду почившего родственника – это напомнит о нем собравшимся и даст повод вспомнить, каким он был человеком и какую жизнь провел. Рекомендуется воздержаться в этот день от употребления спиртного и просмотра увеселительных передач.