«Двойные» королевские похороны
В позднем Средневековье и раннем Новом Времени в некоторых странах Европы практиковался обычай хоронить королевских особ в присутствии их скульптурных портретов, выполненных из дерева, воска и так далее. Эти скульптурные портреты наряжались в королевские регалии, им вручались скипетры и державы, на них надевались короны, и на протяжение всей погребальной церемонии – а она у королей, понятное дело, была долгой и пышной – «куклы» королей сопровождали гроб, а по окончании церемонии либо прятались, либо, впоследствии, выставлялись на обозрение публики: например, в Англии королевские погребальные куклы долгое время выставлялись в Вестминстерском аббатстве. Этот обычай просуществовал с начала XIV века по конец XVII, и не имеет прямых аналогов в современности. Зачем государствам Западной Европы в какой-то период истории потребовались королевские куклы, почему они использовались на похоронах и почему потом их применять перестали? Этим вопросам и посвящен наш материал.
Два тела короля
Сегодня нам это может показаться удивительным, но с точки зрения позднесредневекового права у монарха было два тела, которые воплощали, соответственно, его смертную и бессмертную природу. Как писали правоведы Англии и Франции в XVI веке, смертное тело короля сотворено Богом, а бессмертное – человеком, что означало: Бог сотворил смертную оболочку монарха, которая рождается, стареет и перестает существовать, а подданные короля сотворили Королевское Достоинство (Dignitas), которое живет вечно, даже когда смертное тело лежит в гробу. Как отмечал знаменитый историк европейского Средневековья Э. Х. Канторович, это в первую очередь было действительно правовым вопросом для людей того времени: если власть, закон и порядок в стране происходят непосредственно от монарха, то как быть с периодом междуцарствия? Неужели королевские власть и закон попросту перестают работать в то время, пока бывший король умер, а новый еще не вступил на престол? Для решения этой проблемы средневековые юристы и разработали концепцию Dignitas, которая воплощала собой бессмертную монаршую власть, которая продолжает хранить закон и порядок всегда, вне зависимости от того, что происходит с человеческим телом короля. Человеческое же тело может пребывать во младенчестве (например, если предыдущий король умер, оставив малолетнего наследника), может спать, болеть, испытывать помешательство и, наконец, умирать, однако Королевское Достоинство вечно живое, вечно здоровое и вечно властное над своими подданными, гарантирует мир и порядок в стране.
Похороны Эдуарда Второго
Как считается, английский король Эдуард Второй, погребенный в 1327 году, стал если не первым вообще, то уж точно первым в Англии и одним из первых в Европе монархов, с которых началась традиция использования королевских скульптурных портретов на похоронах. Сама по себе теория двух природ и двух тел короля, которая, очевидно, является отсылкой к различным положениям христианского вероучения о нескольких природах Христа, существовала как минимум с XI века, однако, как можно видеть, только к началу XIV века это положение нашло воплощение в погребальных практиках.
Тело Эдуарда была забальзамировано во дворце Беркли, после чего его выставили для публичного прощания (под этим подразумевалось посещение тела местной знатью). Сама церемония стоила фантастических по тем временам денег и, помимо прочего, включала изготовление скульптурного портрета короля из дерева – а на голову куклы надели корону из бронзы. Долгое время считалось, что это была просто вынужденная мера: король к моменту похорон был мертв уже три месяца, так что показать его тело подданным было бы уже вряд ли возможно из-за степени его разложения, так что демонстрация куклы решала эту проблему. Тем не менее, как считают современные историки, на это решение повлияли не только прямолинейные практические соображения, но и необходимость показать подданным бессмертие монаршей власти в трудную эпоху (последние годы правления Эдуарда Второго Англия переживала трудные времена и находилась в политическом кризисе). После того, как настоящее тело короля было погребено в Ньюгейте, а впоследствии над его надгробием была установлена еще одна статуя – теперь уже мраморная. Впоследствии это надгробие стало местом паломничества.
С этого времени в Англии закрепился обычай помещать в изголовье гроба «королевское изображение» или «лицо». Их изготовляли иногда из дерева, иногда из гипса, или даже из кожи, набивая ватой, после чего облачали в королевское платье, а позднее – в парламентскую мантию. Куклу также снабжали нескульптурными атрибутами верховной власти: на ее голову поверх посмертной маски надевали корону, а в руки вкладывали державу и скипетр (то есть эти атрибуты не были сами частью скульптурной композиции – их навешивали на куклу, как на живого человека). С тех пор почти всегда, когда это было возможно, на королевских похоронах использовали куклу: тело короля – его смертное, всеми видимое, заключалось в свинцовый гроб, который в свою очередь помещали в деревянный ящик, тогда как его кукольное «политическое тело» выставляли напоказ. Прервался этот обычай только после Славной Революции, которая де-факто положила конец и абсолютной монархии в Британии и теории о божественной природе королевской власти. Тем не менее, куклы королей, использованные на похоронах, все еще хранятся в различных британских музеях.
Куклы королей во Франции
Во Франции куклы-эффигии стали применяться значительно позднее и под влиянием англичан. Первый известный случай относится к погребальной церемонии Карла VI в 1422 году. Знаменитый французский правовед конца шестнадцатого века писал, что величие Бога проявляется в монархе внешним образом, для пользы подданных, в то время как внутренне он сохраняет человеческую природу. Эти идеи привели к тому, что в шестнадцатом веке кукла короля на погребальной церемонии во Франции начинает играть уже даже более важную роль, нежели реальное тело короля, лежащее в гробу. Королевское Достоинство, воплощенное в деревянной или гипсовой кукле, наряженной в монаршие одежды, символизировало в том числе и триумф жизни над смертью – и элемент триумфа, отсутствовавший в похоронах ранее, теперь стал их неотъемлемой частью: подобно тому, как каменные и деревянные распятия для христианина символизируют победу жизни над смертью в принципе, так и кукла короля должна была для верноподданных символизировать торжество королевского закона и порядка вопреки смерти бренного тела, которое было носителем королевской власти, а теперь уступает эти функции телу-наследнику.
Как и в Британии, во Франции этот обычай прекратил своё существование тогда, когда потерпела крах абсолютная монархия. Тем не менее, мраморные и иные каменные эффигии сегодня можно найти как на могилах монархов, так и в музеях.