Электронные свидетельства о смерти
Весной в России вступает в силу новое постановление правительства. Теперь законным представителям умерших в обязательном порядке будут выдавать электронные медицинские свидетельства о смерти. Документ начнет действовать с 1 марта 2022 года. Его подписал премьер-министр Михаил Мишустин. В нашем материале мы расскажем, какие именно изменения будут введены и чем они полезны для населения.
Какие изменения вводит постановление?
Сейчас свидетельства о смерти в нашей стране выдают преимущественно в бумажном виде. Сначала законные представители покойного должны получить медицинское свидетельство в медучреждении (морге, больнице и т.д.). Далее его нужно предоставить в ЗАГС или МФЦ. На основании него работники учреждения выдают государственное гербовое свидетельство, которое является основным документом, необходимым для организации похорон.
С 1 марта все россияне обязаны будут получать электронные медицинские свидетельства. При их оформлении используют усиленную квалифицированную электронную подпись (законного представителя покойного и медицинского работника). Таким образом, процедура выдачи свидетельства значительно ускорится и упростится. Отпадет необходимость получать его в морге в бумажном виде и относить в МФЦ или ЗАГС.
Также постановление фиксирует, как именно будут формировать свидетельства. Медучреждения обязали самостоятельно вносить данные о причинах смерти в информационную систему здравоохранения. Из системы их передадут в единый Федеральный реестр. В результате будет сформировано электронное медицинское свидетельство. На его подготовку отводятся одни сутки с момента установления причины смерти.
Подробнее о новом постановлении
Полный текст постановления опубликовал Официальный портал правовой информации. Прежде всего, в нем говорится о создании Федерального реестра медицинских документов о смерти (далее мы будем называть его просто Федеральным реестром). Федеральный реестр – это единая база, куда различные организации передают сведения об умерших людях (документы о смерти и т.д.).
В постановлении указано, какие организации предоставляют данные в Федеральный реестр. Это медицинские организации, Федеральная налоговая служба, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд России.
-
Медицинские организации передают все сведения об умершем, предусмотренные формами документов о смерти, и электронные документы о смерти.
-
Налоговая служба передает сведения из реестра ЗАГС:
-
о государственной регистрации смерти (государственной регистрации рождения, если ребенок умер в первую неделю жизни);
-
о внесении изменений и исправлений в записи актов о смерти (актов о рождении, если ребенок умер в первую неделю жизни).
-
Пенсионный фонд передает страховой номер индивидуального лицевого счета умершего в системе обязательного пенсионного страхования.
-
Фонд обязательного медицинского страхования передает сведения о медицинском страховом полисе умершего.
Кроме того, документ устанавливает, кто имеет доступ к информации из реестра. Согласно ему, пользователями Федерального реестра являются:
-
Министерство здравоохранения и подведомственные организации, которые занимаются сбором и анализом медико-статистической информации.
-
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
-
Федеральная налоговая служба.
-
Органы ЗАГС.
-
Органы исполнительной власти (федеральные и субъектов РФ).
-
Медицинские организации.
Наконец, в постановлении фиксируются правила хранения данных о покойном. Все сведения, которые содержатся в реестре, являются конфиденциальными. Они защищены Федеральным законом «О персональных данных». Некоторые из них передаются в обезличенном виде в Федеральную службу государственной статистики. Это реквизиты записи актов о рождении/смерти и сведения об умершем, предусмотренные формами документов о смерти.
Предыстория постановления
1 сентября 2021 года в прессе появилась информация о том, что медицинское свидетельство разрешили получать в электронном виде, без материального носителя. Это произошло после вступления в силу Приказа от 15 апреля № 352н (полный текст также доступен по ссылке). Приказ подписал Министр здравоохранения РФ М.А. Мурашко. Однако в течение прошлого года такой вариант выдачи документа оставался просто одним из возможных. Выбирая его, законный представитель должен был предоставить свое письменное согласие – либо в бумажном виде, либо в электронном. На согласии ставились подписи получателя и медработника (обычные или цифровые).
Новая форма свидетельства должна была решить сразу несколько задач. Предполагалось, что она облегчит взаимодействие между различными ведомствами и избавит граждан от необходимости хранить бумажные документы. Кроме того, по мнению сотрудников министерства, быстрая передача данных в реестр позволила бы более эффективно отслеживать смертность в разных регионах России и собирать статистику, актуальную для всей страны.
Новое постановление, вступающее в силу с марта, не только закрепило существующий порядок вещей, но и сделало получение цифрового свидетельства обязательным для всех жителей страны.