История бальзамирования: от египетских мумий до наших дней

6136
Время прочтения статьи - 10 минут 50 секунд

Практика сохранения человеческого тела после его смерти известна с древних времен. На протяжении мировой истории люди пытались остановить время и увековечить облик человека в различных изображениях, скульптурах и прочих произведениях искусства. Бальзамирование тела в морге в своей основе имеет схожий смысл: так же как древние люди, считая сохранение тела условием благополучной жизни души на том свете, пытались позаботиться о своих родных, современный человек старается отсрочить прощание с умершим, используя химические растворы для предохранения его прижизненного вида.

Культура Чинчорро

Вопреки широко распространенному мнению, бальзамирование не является изобретением египтян. Хотя жрецы Древнего Египта в совершенстве для своего времени овладели искусством мумификации, самой древней культурой, практиковавшей ритуальное предохранение тел умерших, является южноамериканская культура Чинчорро, проживающая на территориях современных Перу и Чили 9 – 4 тысяч лет до н.э. Возраст древнейшей из искусственных мумий Чинчорро составляет около 7 тысяч лет (5050 тыс. до н.э), что на 2 тысячелетия больше, чем самая ранняя мумия, обнаруженная на территории Египта (3000 до н.э.).

У Чинчорро существовало несколько способов мумификации, однако процесс подготовки тела на протяжении тысячелетий изменялся не сильно. Чинчорро расчленяли труп, отделяя конечности и голову. С тела снимали кожу и каменными скребками отделяли от костей мягкие ткани, мышцы и органы, включая мозг. Кости затем высушивались с помощью горячего пепла или углей. Затем тело восстанавливали: скелет укрепляли ветками, набивали травой, животной шерстью землей, песком и пр., после чего, прикрепив конечности, покрывали собранного конструкта белым пепельным составом или глиной. Тот же состав использовали для того, чтобы воссоздать облик умершего. На тело надевали кожу, при необходимости сшивая отдельные куски или заменяя отсутствующие шкурой животных, а также парик из человеческих волос. В конце этой многодневной процедуры получившуюся мумию окрашивали черным марганцем.

Впоследствии Чинчорро усовершенствовали эту технику: вместо расчленения для удаления внутренних органов и высушивания трупа в нижней и верхней части корпуса стали делать специальные надрезы. Набив тело растительным материалом для придания ему человеческого вида, они сшивали на нем кожу с помощью красных водорослей, и закрывали лицо глиняной маской. Мумию окрашивали в красную охру или полностью покрывали смесью из глины, песка и рыбьего жира.

Древний Египет

Самые совершенные техники предохранения трупа от разложения в Древнем мире бесспорно принадлежат египтянам. По их представлениям, бальзамирование тела было необходимо для обеспечения умершему бессмертия на том свете: после смерти обработанной бальзамирующими составами тело должно было быть «возрождено» жрецами, чтобы душа на том свете могла воссоединиться с ним и предстать перед судом бога подземного мира Анубиса. Чтобы вынести свой вердикт, Анубис взвешивал сердце человека на специальных весах с помощью пера богини истины Маат – если сердце было легче, душа отправлялась на небеса к Осирису, в противном случае ее пожирала демоница Аммит. Сердце таким образом буквально являлось ключом от загробной жизни.

Самые древние из обнаруженных на территории Древнего Египта забальзамированных мумий относятся к 3 тысячелетию до н.э. и выполнены достаточно примитивно: из тел вынимали внутренние органы и заполняли образовавшиеся полости пропитанными благовониями льняными тряпками. К середине 1-го тысячелетия египетские бальзамировщики значительно усовершенствовали свое мастерство, превратив мумификацию в сложную многоступенчатую процедуру.

Процесс бальзамирования начинали с извлечения головного мозга. Для этого, как правило, использовали острый крючок, который вставляли в ноздри, и с его помощью вычищали черепную коробку. Оставшуюся ткань растворяли различными настоями и сливали. Затем на левом боку тела делался надрез ритуальным кремниевым ножом и вынимали из тела все внутренности за исключением почек и сердца. Легкие, печень, желудок и кишки тщательно промывали пальмовым маслом и, если их не возвращали обратно в тело, погружали в сосуды-канопы с пальмовым вином, которые впоследствии хоронили вместе с покойником. Тело тщательно промывали вином и различными специями, а затем наполняли его пахучими смолами или природным битумом. Затем его в течение многих дней вымачивали в растворах натриевых солей. Мумии особенно богатых египтян перед пеленанием также золотили.

По окончании всех подготовительных процедур, бальзамировщики приступали к пеленанию мумии. Пальцы на руках и ногах, конечности, голову и тело тщательно забинтовывали специальными льняными или виссонными тканями, пропитанными камедью и клеем. Весь этот процесс мог длиться от 40 до 70 дней.

Существовали и более дешевые методы бальзамирования с использованием селитры, кедрового масла, настоя александрийского листа и кассии, которые были доступны даже довольно бедным семьям.

Бальзамирование в Средневековье и эпоху Возрождения

Древнейшая из европейских мумий, подвергнутых процедурам для предотвращения разложения, была обнаружена в захоронении неподалеку от города Осорно в Испании: труп возрастом около 5 тысяч лет был тщательно обработан составом киновари, обеспечившим его сохранение на многие столетия. Однако как таковая практика бальзамирования долгое время не имела распространения в Европе, хотя и была известна жителям Древней Греции и Рима вероятно за счет контакта с египтянами.

Согласно трудам средневековых ученых, бальзамирование в Европе начало распространяться только в V веке н.э., однако вплоть до XIII века бальзамировали в основном трупы выдающихся правителей или богачей, чтобы сохранить их тело в склепах. Разработкой методов предохранения трупа занимался Леонардо да Винчи, который использовал для этого смесь скипидара, камфоры, лавандового масла, киновари, канифоли, нитрата натрия и нитрата калия, а также инъекции жидкого воска во внутренние органы. Впоследствии анатомы предлагали альтернативные составы и процедуры. Например, Питер ван Форест (XVв.) так производил процесс бальзамирования. Из тела извлекались органы, а затем его изнутри промывали холодной водой и смесью aqua vitae (водный раствор этилового спирта) с уксусом, полынью алоэ, колонцинта и поваренной соли. Затем его наполняли пудрой из толченных благовонных трав и специй, и пропитанными вышеприведенным средством хлопковыми тряпками, после чего оборачивали покрытой воском или пропитанными смолой тканью.

Большую известность у медиков эпохи Возрождения также заработал и liquor balsamicum Фридриха Рюйша, который использовал для бальзамирования свернувшуюся свиную кровь и оксид ртути. Коллекцию забальзамированных частей тела и животных у Рюйша в 1717 году приобрел Петр I.

Предшественники современных патологоанатомов

Развитие медицины позволило использовать для бальзамирования артериальную сеть тела, что позволило значительно увеличить срок сохранения тела от разложения. Пионером в этом направлении стал английский врач Уильям Гарвей, сформулировавший современную теорию кровообращения, и его тезка, шотландский ученый Уильям Хантер, который первым стал использовать методы артериального и полостного бальзамирования для предохранения трупов.

До начала XX столетия в качестве основного химиката при бальзамировании использовали мышьяк. Открытие формальдегида немецким ученым Августом Вильгельмом фон Гофманов в 1869 вывело эту процедуру на новый уровень. Его исследования легли в основу современных способов сохранения трупов, а формальдегид до сих пор считается одним из лучших консервантов, который предотвращает процессы разложения и уничтожает практически все микроорганизмы, грибки и плесень.

Бальзамирование как сфера развлечения и педагогики

В Новое время бальзамирование из сферы погребения и научных экспериментов постепенно переместилось в познавательно-развлекательную сферу: тела политиков и крупных ученых стали обрабатывать бальзамирующими растворами, чтобы выставить на показ публике в музеях и мавзолеях. Первым таким «экспонатом» стал датский принц Карл-Евгений Круа, который более 190 лет дожидался своего захоронения в церкви Нигулисте в Таллине. В 1881 году забальзамировано для анатомических уроков по его собственному завещанию было тело Николая Пирогова, которое сегодня хранится в усыпальнице в принадлежавшей ему усадьбе Вишня. Не стоит и упоминать таких исторических «знаменитостей», подвергнутых бальзамированию и выставленных напоказ как Владимира Ильича Ленина, Иосифа Виссарионовича Сталина, китайского партийного лидера Мао Цзэдуна и руководителя КНДР Ким Чен Ира – каждая из историй их бальзамирования и погребения заслуживают отдельной статьи.

3 сентября 2020
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок