История похоронного дела в современной России
Чтобы понять, как похоронная сфера России приняла свой текущий вид, необходим вспомнить, как обстояли дела с похоронами в позднем Советском Союзе и во время перестройки.
Главный элемент похоронной инфраструктуры любой европейской страны – это, конечно же, кладбища. В СССР по очевидным причинам все кладбища были государственными и подчинялись органам местного самоуправления, а эти органы, в свою очередь, не имели ни ресурсов, ни правовой базы, ни, в сущности, какой-либо мотивации заниматься похоронными вопросами. Именно поэтому кладбища в Советском Союзе – особенно в первой половине ХХ века – пребывали в полнейшей разрухе: ни одно ведомство не желало брать на себя ответственность за уход за могилами, так что кресты и памятники разбирались на стройматериалы, могилы зарастали травой, а между ними крестьяне сажали картошку. Последнее подтверждается многочисленными распоряжениями центральных и местных властей пресечь подобное могильное садоводство – причем, очевидно, это как было проблемой в 1920-х, так и осталось к 1960-м.
С переходом к рыночной экономике, однако, создание частных кладбищ разрешено не было, как не разрешено оно и по сей день. Однако есть важный нюанс: поскольку местные органы власти как при СССР, так и сейчас не горят желанием брать на себя вопросы ухода за кладбищами, они нередко “сдают в аренду” кладбищенскую территорию частным компаниям, благодаря чему в современной России существуют как будто бы частные кладбища де-факто, хотя де-юре их быть не может. Другой важный элемент советского наследия заключается в том, что при Советском Союзе учет и контроль захоронений сперва не велся вовсе, а под самый конец таки велся, но из рук вон плохо. Как итог, на момент развала Советского Союза на его территории функционировали тысячи стихийно сложившихся официально не существующих кладбищ, не отмеченных ни на одной карте. Такие кладбища продолжают функционировать по сей день.
Большинство легально существующих кладбищ, номинально принадлежащих муниципалитетам, не включены в кадастр и не существуют как юридические объекты – чтобы от местных органов нельзя было потребовать развития этих объектов. Это, в свою очередь, возвращает нас к проблеме учета и контроля захоронений: по состоянию на 2019 год в России не существует общефедерального ведомства или интернет-портала, которые могли бы сказать гражданину, кто и где захоронен. А чтобы создать подобное ведомство, потребовалось бы как минимум вывести из тени тысячи неучтенных кладбищ.
Что же касается альтернативных методов захоронения, то и здесь нам не повезло с наследством: при СССР кремация активно пропагандировалась, но дальше лозунгов дело шло плохо, потому что оказалось, что возводить крематории – сложно и очень дорого. Советская власть быстро осознала, что не в состоянии обеспечить ими всю необъятную страну, и похоронила это начинание. Как итог, на момент развала во всем СССР существовало всего 5 крематориев. Сегодня ситуация с такими похоронами в России гораздо лучше: сейчас крематориев более 20 и их число растет, и все же по числу кремаций наша страна по-прежнему отстает от многих развитых государств.
Первые похоронные бюро в современной России
Когда в 1987 стало законным создавать частные коммерческие предприятия, почти сразу появились фирмы, работающие в похоронной сфере: мастерские по изготовлению и магазины по продаже ритуальных товаров, похоронные агентства и т.п. Появившись, они стали эксплуатировать сложившуюся за советские годы систему кустарного производства: в отсутствие развитой индустрии по производству и распространению ритуальных товаров и услуг, много десятилетий люди этим занимались полуподпольно: кто-то мастерил гробы на дому, кто-то с молчаливого согласия коллег и начальства эксплуатировал ресурсы и инструменты предприятия, на котором работал, чтобы сваривать металлические ограждения и памятники. Эта сеть кустарных производителей и стала основой зарождающейся рыночной модели.
Однако частным предпринимателям как тогда, так и поныне, было разрешено лишь продавать погребальную продукцию и организовывать обряды и церемонии, в то время как такие ключевые объекты, как кладбища, крематории и морги так и остались в руках государства. Справедливости ради отметим, что создавать частные морги и крематории в России все же можно, однако с серьезными ограничениями и большими бюрократическими трудностями. Как итог, частных крематориев в РФ существует два, а частные морги ограничены в проведении патологоанатомических вскрытий и судебно-медицинских экспертиз – так что на самом деле частными являются в основном морги типа “трупохранилище”.
Юридические проблемы
При переходе от плановой экономики к рыночной многие аспекты законодательства были оставлены без основательного переосмысления: в целом ряде случаев, если что-то кое-как работало, то и чинить это законодатель не спешил. Так и при переводе похоронной индустрии на новые рельсы слишком много элементов оказалось унаследовано из советской системы хозрасчетных похоронных бюро, которые никогда не были предназначены для того, чтобы выступать как самостоятельные и независимые агенты экономики. Из-за многочисленных белых пятен в законодательстве многие вопросы похоронной сферы остаются юридически не урегулированными. В правительстве разрабатывается новый законопроект о похоронном деле, призванный разрешить существующие проблемы, но работа над ним идет уже много лет и до сих пор не завершена.
Во многих регионах юридические проблемы привели к созданию широкие сети неформальных связей между участниками похоронного процесса, которые стали посредниками друг для друга. Так, например, работники моргов в России оказывают дополнительные платные ритуальные услуги, вроде омовения и украшения тела перед выдачей родственникам. Некоторые похоронные службы имеют свою «агентуру» в рядах медиков и полицейских, что позволяет им узнавать о смертях людей и тут же получать контакты их родственников. Хотя многие из этих неформальных связей не являются нелегальными по российским законам, они, во-первых, очевидно проблематичны с моральной точки зрения, а во-вторых, явно выбиваются из общемирового опыта: в Европе или США подобные практики были бы уголовными преступлениями.
Правовая неурегулированность похоронного дела проявляется еще и в том, что в России до сих пор не существует федерального органа, который осуществлял бы надзор за похоронной деятельностью. Также нет специальных требований, необходимых для открытия частного похоронного агентства, не требуется ни особых лицензий, ни какого-либо специального образования. Как итог, в то время как открытие, например, кофейни сопровождается множеством проверок и согласований, открытие похоронного бюро не требует ничего такого и открыть его может абсолютно кто угодно. В Москве эта проблема частично решена введением статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела.
В некоторых городах страны, например, в Санкт-Петербурге и Москве, ситуация улучшается за счет местного законодательства, но в большинстве регионов похоронное дело по сей день остается неразвитым. Несмотря на работу отдельных компаний, таких как Ritual.ru, и местных органов власти по совершенствованию ритуальной сферы, на общероссийском уровне проблемы останутся до тех пор, пока в законодательстве существуют «слепые зоны».