Избыточные меры защиты от COVID-19 при похоронах
Вот уже больше года прошло с тех пор, как Всемирная Организация Здравоохранения объявила пандемию нового коронавируса SARS-Cov-2 (также известного как COVID-19). За минувший год во всех странах, где произошла вспышка коронавируса, были введены те или иные карантинные меры, которые ограничивали возможность граждан собираться в публичных местах, посещать различные мероприятия, учиться и работать. Ограничения, разумеется, не могли не коснуться и погребальной сферы. В некоторых странах – например, в России – в ряде субъектов федерации были введены ограничения на посещения кладбищ, однако при этом сами погребения были возможны с соблюдением определенных мер предосторожности (небольшое число скорбящих, ношение масок и перчаток). В некоторых других странах – например, в Испании – ограничения были куда более суровыми: там на определенном этапе развития эпидемии погребения умерших от нового коронавируса людей производились без участия родственников – мертвых отпевали и хоронили, после чего семьи уведомляли о местонахождении могилы.
Самоограничения
Сегодня карантинные ограничения в большинстве стран гораздо слабее, чем они были год тому назад, однако в ряде случаев они усиливаются по низовой инициативе отдельных граждан и бизнесов. Хорошим примером тому может быть ситуация в погребальной сфере: во многих странах ритуальные агентства стали требовать от своих клиентов дополнительные справки и меры предосторожности во время церемонии, чтобы гарантировать безопасность своего персонала – известно много случаев, когда погребальные агенты отказывались выходить на работу, если чувствовали, что на похоронах того или иного человека их здоровье может быть подвергнуто риску (например, если предполагалось погребение гражданина, умершего от нового коронавируса).
В Великобритании в настоящий момент данная проблема стоит особенно остро: дополнительные связанные с пандемией ограничения, накладываемые самими ритуальными агентствами, препятствуют тому, чтобы семьи имели возможность навещать захоронения, а также устраивать похороны в соответствии со своими пожеланиями или в соответствии с последней волей покойного. Например, семья Кеннета Малета, который скончался в январе 2021 года от коронавируса, рассказала прессе, что похоронное бюро отказалось наряжать покойного в приготовленный для него костюм, что стало причиной большого стресса для всей семьи. Более того, как утверждает сын покойного, ритуальное агентство также не позволило выставить тело для прощания и настаивало на том, чтобы покойный был кремирован одетым в больничную пижаму – все эти ограничения обосновывались опасениями о том, что тело покойного может быть заразно.
Здесь важно отметить, что правительство Великобритании официально разрешает такие процедуры, как омовение тел покойных и их наряжание в погребальные костюмы при условии, что эти действия выполняются обученными специалистами с применением мер предосторожности (в масках, перчатках и т.д.).
Здесь важно отметить, что правительство Великобритании официально разрешает такие процедуры, как омовение тел покойных и их наряжание в погребальные костюмы при условии, что эти действия выполняются обученными специалистами с применением мер предосторожности (в масках, перчатках и т.д.).
Позиция погребальных агентств
К счастью для семьи Малетов, погребальное агентство, с которым у них был заключено прижизненное соглашение, согласилось компенсировать им расходы на погребение, однако, как отмечает семья, ни они, ни кто-либо еще не должен проходить через подобные испытания. Представитель ритуального агентства Funeralcare так прокомментировал ситуацию: «С учетом всех сложившихся обстоятельств и эпидемиологических ограничений, мы были вынуждены защищать наших сотрудников от из излишних рисков, а потому оказались не готовы исполнить заключенный с семьей Малет прижизненный контракт. Однако чтобы все же исполнить наши обязательство перед мистером Малетом, мы организовали его похороны через независимого распорядителя похорон, таким образом все же обеспечив мистеру Малету те проводы, которых он хотел. Мы приносим извинения перед семьей мистера Малета за все причиненные неудобства».
Нельзя не согласиться с тем, что ритуальные агентства несут ответственность не только перед клиентами, но также и перед собственными сотрудниками. Следует отметить, что их желание защитить своих сотрудников от излишних рисков в период эпидемии – это более чем похвальная стратегия. В своём комментарии представитель Funeralcare так изложил свой взгляд на ситуацию: «В течение последнего года мы были вынуждены принимать множество тяжелых ответственных решений, чтобы замедлить и ограничить распространение нового коронавируса. Наши системы безопасности существуют для того, чтобы защищать наших коллег, наших клиентов и их семьи и общество в целом. Мы используем распоряжения правительства, чтобы выстроить собственные стратегии обеспечения безопасности, и мы постоянно пересматриваем эти стратегии, чтобы подстраиваться под постоянно меняющуюся эпидемическую ситуацию в стране».
Похожих историй много по всей Великобритании и в других странах Европы: например, в похожей ситуации оказалась Дебор Дойл из города Сандерленд. Предположительной причиной смерти её матери был COVID-19, по этой причине ей закрыли возможность увидеть тело матери после смерти, а также попрощаться с ней, когда она была при смерти. «Мне было очень тяжело смириться с этим», – прокомментировала ситуацию Дойл. Рик Мур, независимый распорядитель похорон и города Барминг, сообщил прессе, что в его практике уже много подобных случаев: в частности, он рассказал, что одна семья, прежде, чем обратиться к Муру, обращалась в пять ритуальных агентств и везде получала один и тот же ответ: если ваш родственник погиб от нового коронавируса, то мы не будем его мыть, наряжать и выставлять в зале для прощания и т.д. «Сейчас все мы под большим давлением, – комментирует ситуацию Мур, – однако это не значит, что мы должны понижать качество наших услуг, отказывать семьям в достойном погребении».
Ивонн Ричмонд Туллок, директриса погребального благотворительного фонда At A Loss, так прокомментировала сложившуюся ситуацию: «Все ритуалы, окружающие смерть и погребение крайне важны: они позволяют скорбящим принять потерю близкого, а это – первый шаг к тому, чтобы вернуться к нормальной жизни». Ивонн также отмечает, что невозможность попрощаться с телом покойного и проводить его в последний путь желаемым образом, может крайне негативно сказать на психологическом состоянии скорбящих, что впоследствии может вызвать серьезные психические проблемы и расстройства.
Одно можно утверждать с уверенностью: в эти трудные времена как никогда важна способность ритуальных агентств выстраивать рациональный диалог со своими клиентами, чтобы, с одной стороны, минимизировать риск распространения эпидемии, а с другой стороны, позволить семьям по возможности придерживаться всех необходимым им скорбным ритуалам, чтобы не допустить ухудшения психического состояния общества в целом, и без того расшатанного карантином и эпидемией.