Как COVID-19 изменил буддистские похороны

953
Время прочтения статьи - 8 минут 40 секунд

Пока мир захватывает вторая волна нового коронавируса (для некоторых регионов, впрочем, являющаяся первой), в пору в очередной раз вспомнить о том, как эпидемиологические нормативы влияют на религиозную жизнь людей и, в частности, на похороны и связанные с ними ритуалы. Мы уже писали о тех трудностях, с которыми сталкивается наша страна и другие государства с преобладающим христианским населением: закрытые гробы, ограничения доступа на кладбища, ограничения церковных служб и многие другие препятствия встают сегодня перед христианами, желающими отправлять свои обряды – в том числе погребальные. Однако что происходит в представителей других мировых религий? Сталкиваются ли они с теми же трудностями, или же те тяготы и лишения, которые принес им COVID-19, являются принципиально иными? Наш материал будет посвящен тому, как эпидемия нового коронавируса повлияла на людей, исповедующих буддизм.

Общие ограничения

Рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения касательно защиты от распространения эпидемии нового коронавируса, как правило, включают в себя такие пункты, как ограничение больших скоплений людей, закрытие публичных пространств, использование средств индивидуальной защиты, а также быстрое избавление от мертвых тел при избегании или сокращении контактов с ними. Прочие (более мелкие) рекомендации включают в себя кремацию вместо погребения под землю, воздержание от открывания мешков с телами и гробов после погребения и т.д.

Важно отметить, что многие буддийские организации – например, храмы в Юго-Восточной Азии – приняли деятельное участие в организации противодействия эпидемии: они помогали создавать отряды гуманитарной помощи, мобилизовывать местное население (волонтеров) для общественных работ и т.д. Значительную помощь ВОЗ в странах Азии оказывали и международные буддийские организации – например Buddha Tzu Chi.

Погребение через три дня

Буддисты полагают, что смерть человека ведет к переходу в следующую жизнь, в ходе которой он сможет совершить еще одну попытку достичь просветления и, наконец, покинуть цикл смертей и перерождений. В связи с этим буддисты полагают, что душе нужно время, чтобы покинуть тело и устремиться в путь – к следующей жизни (в этом смысле буддийские представления отчасти подобны некоторым христианским, которые также постулируют, что душа покидает тело не сразу). Более того, у буддистов – как и, например, у православных в России – есть представление о том, что тело умершего необходимо хоронить только на определенный день после смерти. Конкретно, буддисты полагают, что тело покойного должно оставить в покое на три дня, чтобы душа успела из него выйти. Причем под «оставить в покое» имеется в виду буквально это: оставить лежать на месте, не перемещать, желательно не выполнять с ним никаких манипуляций и т.д. Разумеется, в период эпидемии опасного инфекционного заболевания этот принцип страдает одним из первых – особенно, если человек умер в госпитале: койко-мест (да и вообще больничного пространства) не хватает на всех заболевших, и их необходимо освобождать как можно быстрее. Во имя блага живых, мертвых в таких случаях приходится тревожить. Более того, в условиях переполненных моргов их не просто невозможно оставить в покое на три дня – их во многих регионах с особо острой эпидемиологической обстановкой невозможно даже просто хранить три дня в принципе. Нетрудно представить, что подобное положение дел для многих людей, исповедующих буддизм, становится суровым испытанием. Тем не менее, насколько можно судить по сообщениям СМИ, буддисты во многих странах мира с большим пониманием отнеслись к коронавирусным карантинным ограничениям и в большинстве случаев не настаивают на соблюдении данного обряда.

Чтение молитв над телом усопшего

Разумеется, трехдневный покой тела мертвого – не единственный обычай, который оказалось невозможно исполнять в условиях коронавирусных ограничений. Еще одна важная традиция буддизма – коллективное осуществление паритт над телом умершего. Паритты – это буддийские практики прочтения определенных стихов и писаний с целью отвратить беду или опасность, а также конкретных текстов, называемых паритта-сутты. В принципе, даже необходимость надолго оставлять тело в госпитале уже помешала бы родственникам и священнослужителям исполнить данные обряды должны образом, а тем более – требование ВОЗ по как можно более быстрому избавлению от тел.

В традиционном формате паритты включали бы в себя церемонии, руководимые буддийскими монахами и осуществляемые всей семьей умершего. Кроме чтения оберегающих молитв члены семьи умершего также должны были бы молиться Будде за то, чтобы ушедший родственник переродился в лучшую жизнь, чем у него была до того. Но из-за карантинных ограничений даже просто собраться в большом семейном кругу – это уже большая проблема из-за введенных правительствами многих стран мер социального дистанцирования.

Как результат, многие буддийские семьи не могут ни коллективно помолиться за своих мертвых и защитить их в загробном путешествии, но и даже в последний раз увидеться с покойным и выразить соболезнования членам его семьи. Многие буддисты, столкнувшиеся с этой ситуацией, сообщают, что из-за этого их не покидает чувство вины: им кажется, что они подвели своего родственника, раз не смогли помочь ему благополучно добраться до новой жизни.

Традиционные буддийские похороны в период эпидемии

Полноценные буддийские похороны в некоторых его деноминациях могут длиться до 49 дней (в других же деноминациях срок траурных мероприятий может достигать и трех месяцев). Это число складывается из семи семидневных недель: раз в неделю семь недель подряд родные покойного обязаны читать сутры, чтобы помочь душе родственника переродиться. Каждое воскресенье ближайшие родственники (а также, желательно, дальние родственники и друзья) покойного должны идти в храм на молитву, где они должны молиться и приносить жертвы Будде, чтобы облегчить перерождение умершего. Увы, во многих регионах эти практики прекратились вовсе: поскольку из-за этих погребальных церемоний каждое воскресенье в буддийских храмах по всему миру собираются огромные толпы людей, власти многих стран попросту закрыли их. СМИ сообщают, что в некоторых странах буддисты уже начали адаптироваться к этим условиям: они разработали специальные краткие версии молитв и ритуалов, которые можно проводить в узком кругу и самостоятельно – то есть вне храма и без участия духовенства, что позволяет свести к минимуму риски (меньше всего правоверные буддисты хотят подвергнуть риску заражения буддийских священнослужителей, большинство из которых во многих странах – очень пожилые люди).

Аналогичным образом временно был наложен запрет на круглосуточное бдение у тела покойного – подобные практики положены, согласно заветам Дзен-буддизма и Чань-буддизма. Самым безопасным с эпидемиологической точки зрения является кремация, так что многим буддистам, региональные традиции которых предписывали погребение в землю или скармливание тел стервятникам, пришлось адаптироваться и к этим условиям тоже.

15 октября 2020
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок