Как хоронили людей в Древнем Риме

Хотя римляне уделяли похоронам не так много внимания, как жители древнего Египта или Китая, воздание почестей умершим всё равно занимало большое место в жизни семьи и общества. Сохранилось немало сведений о том, как хоронили людей в Древнем Риме, хотя какого-то одного текста с подробным описанием процедуры не существует. Это связано не только с неумолимым ходом времени, но и с тем, что римляне считали похоронные практики обрядом, знание которого принципиально передавалось в устной форме.

В Древним Риме людей обычно хоронили в нескольких этапов:

  • подготовка покойного к погребению;
  • похоронная процессию;
  • погребение и жертвоприношения;
  • похоронный пир.

Разумеется, по-настоящему богатый и подробный ритуал был уделом богатых и знатных римлян, но все граждане старались соблюсти похоронные традиции.

Подготовка тела

Римляне отождествляли жизнь с дыханием, а не, например, с сердцебиением, поэтому действием, которое «фиксировало» смерть, считался поцелуй. После этого родные и близкие умершего, одетые в специальные траурные наряды, собирались вокруг тела, омывали его, наносили благовония и переодевали в дорогие одежды. Хотя римляне знали о бальзамировании, использовали они его редко, в основном – в имперский период, когда определённую популярность приобрели египетские традиции.

Зато в специфически духе римских традиций на мертвеца обязательно надевали или просто располагали рядом все награды, отмечающие его служение обществу: триумфальные венки и символ государственных должностей, которые он занимал. Также римляне помещали на глаза или в горло умершего монету для Харона, перевозчика через реку мёртвых. Этот обычай пришёл из Греции, и оставался популярен даже в ранний христианский период, хотя никогда не был распространен повсеместно. Подготовка тела всегда проводилась в сопровождении профессиональных плакальщиков и рабов. После этого мертвеца на неделю оставляли лежать у входа в дом, чтобы все желающие могли проститься с усопшим.

Похоронная процессия

По завершению прощания тело покойного в сопровождении похоронной процессии отправлялась к месту кремации. Из всех римских традиций похорон, такое шествие показалось бы современному человеку наиболее причудливым, жутким и даже немного забавным.

Процессия шла по городу под музыку духовых, создававших достаточно гнетущую атмосферу. За возглавлявшими её музыкантами могли идти специальные погребальные танцоры. Траурное шествие обязательно сопровождали профессиональные плакальщики и плакальщицы – исторические источники свидетельствуют, что эти люди не только рыдали, но иногда начинали рвать на себе волосы или царапать лицо. За ними следовали личные рабы умершего, которым смерть хозяина давала свободу.

Следующая часть процессии состояла из людей в масках предков покойного, символизирующих, что теперь он присоединился к духам, наблюдающим за его родом. Культ предков играл в Риме очень большую роль, поэтому римские обряды и традиции похорон были сфокусированы на становлении умершего ещё одним сверхъестественным покровителем своей семьи.

За ними следовало, собственно тело, которое несли открыто. Запах маскировался благовониями, и возможные проблемы с внешностью – похоронными масками. Любопытно, что, в отличие от греков, римляне не идеализировали мертвецов: их маски старались максимально повторить облик человека при жизни.

Замыкали шествие родственники покойного. Сначала шли мужчины в траурных чёрных тогах, потом – женщины. Как и наёмные плакальщицы, женщины могли (а иногда и должны были) демонстрировать свою скорбь: их волосы были распущены, платья в беспорядке, они часто и громко кричали.

Похороны

Если покойный был значимым человеком для своей семьи или всего сообщества, то перед погребением кто-то из его родственников или уважаемых близких людей читал речь. Такие речи могли быть серьёзным политическим орудием: то, кто именно получал честь назвать заслуги умершего, и какие его поступки он выделял как самые важные, часто превращалось в своеобразную политическую программу. Впрочем, речь не носила обязательный характер.

Форма самого погребения менялась на протяжении веков. Судя по всему, первоначально римляне предпочитали хоронить мертвецов в земле. Но уже в ранний республиканский период на смену этому пришла кремация. В огонь бросали части убитых жертвенных животных, вещи, которые казались важным для покойника в загробном мире, благовония. Женщины могли вырывать и сжигать клоки волос, или присоединять к дарам кровь от расцарапанного лица и груди. После того, как огонь прогорал, мать и жена умершего собирали кости покойного и помещали в специальную урну. Её затем хоронили за пределами города, часто – рядом с дорогой, помещая сверху памятный знак.

В более поздний период кремация вновь уступила место похоронам, возможно, под влиянием христианства и мистических восточных религий, а возможно в силу каких-то прагматических соображений. Но в остальном обряд похорон оставался неизменным.

Пир

Через несколько дней после похорон родственники умершего устраивали пир, который часто проходил не в доме покойного, а на форуме, особенно если его статус соответствовал таким почестям. Бедным давали щедрую милостыню или угощения, устраивались игры, представления и гладиаторские бои. Празднования могли продолжаться несколько дней, и заканчивались другим, более семейным торжественным обедом, который, собственно, завершал процедуру перехода умершего в статус предка семьи. После этого считалось, что умерший, наконец, занял своё место среди почитаемых предков.

Впрочем, жизнь живых не сразу возвращалась в обычное русло – близкие родственники усопшего были обязаны какое-то время носить траур, в ходе которого они надевали специфические одежды и вели себя подчеркнуто скорбно. Причём для мужчин траур мог ограничиваться несколькими днями, а вот жене и дочерям покойных предписывалось скорбеть целый год после его смерти.

Похороны бедняков

Несложно предположить, что все эти процедуры были фантастически дорогими. По этой причине они затрагивали лишь малую часть жителей Рима, даже среди граждан. Обычаи бедняков и людей среднего достатка известны нам гораздо хуже. Но любопытно, что в Риме, судя по всему, существовали специальные институты, позволявшие даже не самым состоятельным членам общества обеспечить себе достойной упокоение.

Римляне могли на протяжении жизни присоединиться к так называемым «похоронным сообществам» и вносить в их казну деньги, с тем, чтобы после смерти быть кремированными и похороненными в городских колумбариях – зданиях, где в стенных нишах хранилось множество урн с прахом. В похоронные общества допускали даже рабы. Те же, кто не имел средств и на такой вариант, находил последний приют в общих могилах, куда тела просто сбрасывали и закапывали.

Возможно, вам будет интересно:

23 апреля 2019