Как хоронят в Израиле
Согласно законам Израиля, между смертью и похоронами законные представители покойного должны пройти ряд бюрократических этапов. Прежде всего, должно быть составлено уведомление о смерти: если человек умер в медицинском учреждении, то это уведомление заполняет врач. Если человек скончался вне медицинского учреждения, то родственники должны вызвать врача или бригаду скорой помощи, уполномоченных устанавливать факт смерти. Приехавшие на вызов врачи или парамедики составят уведомление о смерти. На свое усмотрение приехавшие на вызов медики также могут вызвать полицию, если обстоятельства смерти кажутся им подозрительными.
Как и в России, в Израиле существует презумпция согласия на вскрытие, а чтобы отказаться от него, необходимо заполнить бланк отказа от некропсии и подписать его в полиции (если она была вызвана на место смерти): это будет означать, что полиция не нашла оснований подозревать, что смерть было насильственной. Если же такие основания обнаружатся, то отказаться от вскрытия не удастся.
Далее сообщение о смерти через врачей или родственников должно быть передано в бюро здравоохранения или в больницу для получения разрешения на захоронение, без которого похоронить умершего невозможно. После этого следует обратиться либо в основную похоронную компанию Израиля «Хевра Кадиша», либо в какую-либо иную похоронную компанию и договориться с ними о времени и месте захоронения. Нанятая похоронная компания организует бесплатную перевозку умершего в похоронное бюро, а затем организует похороны на кладбище. Если по каким-либо причинам семья желает похоронить умершего родственника в тот же день, то необходимо сразу же после объявления смерти связаться с похоронной компанией, которая сама получит разрешение на похороны у врача в бюро здравоохранения.
Экономический аспект
Согласно законам Израиля, каждый человек (даже не-гражданин), который скончался на территории страны, имеет право на бесплатные услуги захоронения. Ведомство национального страхования также выделит средства на репатриацию и захоронение каждого гражданина Израиля, умершего за пределами Израиля. Ведомство национального страхования переводит деньги напрямую на счета Хевра Кадиша или иной похоронной компании в день похорон.
Следует иметь в виду, что эти гарантируемые государством бесплатные услуги захоронения будут бюджетными во всех смыслах. Во-первых, семья покойного не сможет выбрать кладбище - оно определится автоматически в зависимости от места жительства покойного (важное уточнение: не от места жительства живых родственников покойного, а от последнего места жительства самого покойного!); иными словами, это будет ближайшее к его дому кладбище. Во-вторых, ни покойный, ни его семья также не могут решать, где именно будет могила, –этот вопрос решает Хевра Кадиша (или иное похоронное бюро) по согласованию с собственниками кладбища и/или с местными властями. Хевра Кадиша будет выбирать место “в порядке очередности” и в соответствии с иными техническими соображениями (также и с соображениями собственного удобства). Оспорить их решение семья не сможет. В-третьих, из всего этого логично следует, что и перевозка тела покойного также является бесплатной лишь в том случае, если его везут на ближайшее кладбище. При наличии свидетельства о смерти и необходимых документов перевозка покойного может быть осуществлена еще до того, как уполномоченный врач или врач службы здравоохранения подпишет сообщение о смерти.
Место на кладбище в Израиле
Соответственно, если семья покойного будет не согласна с условиями любой из предоставляемых по умолчанию услуг, то она должна будет оплатить ритуальные услуги по рыночным ценам. Например, если заранее (т.е. еще при жизни) озаботиться этим вопросом, то можно приобрести участок на кладбище на периферии за 90,000 – 150,000 рублей (для удобства все цены будут указаны в рублях по курсу на 2019 год). В городах цена места для могилы будет стоить от 200,000 руб. и больше, в Тель-Авиве она запросто достигнет 900,000 руб., а в Иерусалиме будет доходить до двух миллионов.
Если же приобретать место в спешке и стрессе уже после смерти человека, то похоронные компании с высокой вероятностью попытаются манипулировать клиентами и запросить плату даже выше рыночной, которая, как можно видеть, и так весьма немаленькая. То же самое коснется перевозки тела покойного и иных ритуальных услуг: если семья умершего или он сам заблаговременно приобрел могилу на свое усмотрение, и она находится на кладбище, не являющемся ближайшим к его месту жительства, то государство транспортировку тела оплачивать не будет.
Однако согласно многочисленным сообщениям, родственники умерших часто становятся жертвами вымогательств со стороны похоронных компаний. Даже получить бесплатные услуги зачастую оказывается проблемой: компании стремятся навязать дополнительные дорогие услуги, так или иначе притворяясь, будто бесплатные гарантированные государством альтернативы каким-то образом недоступны в данный момент.
Обычаи и традиции
Как известно, Иерусалим является священным городом для всех авраамических религий, а современный Израиль – домом для людей разных вероисповеданий, но в этой статье будет описан похоронный церемониал по основному для этой страны обряду – иудейскому.
Человек, чувствующий приближение смерти, должен произнести видуй (וידוי) — перечисление грехов, и во всех них раскаяться. Тем, кто стоит у постели умирающего, запрещено покидать его до самого момента смерти. Сразу после смерти стоящие возле покойного произносят полный текст Шма Исраэль. В период между смертью и погребением обычай предписывает пребывающим в трауре не стричься, не мыться, не пользоваться косметикой, не участвовать в званых или торжественных обедах и прочих увеселительных мероприятиях. Путник, встретивший похоронную процессию, обязан присоединиться к ней ненадолго и пройти вместе с другими участниками хотя бы несколько метров. Во время похоронного обряда родственники надрывают носимые одежды. До закрытия могилы вспоминают добрые дела умершего. Цветов или венков к могиле иудеи не кладут. Следует помнить, что коэнам (прямым потомкам Аарона по мужской линии) запрещено входить в помещения, где находятся тела мертвых, а также входить на кладбища (кроме тех случаев, когда умерли их близкие родственники). Над могилой устанавливают памятник - мацейва. На этом памятнике не может быть скульптурных изображений человека и животных.
Траур в Израиле
Первую трапезу после похорон для родственников усопшего должны помочь организовать друзья и соседи. После погребения начинается шив-а (שבעה) – семь дней скорби. В это время на скорбящих накладываются строгие ограничения: им нельзя выходить из дома, нельзя носить кожаную обувь, запрещено гладить и стирать одежду, запрещено пользоваться косметикой и многое другое. Приходящие в дом к скорбящим не должны говорить «шалом» и должны молчать до тех пор, пока сам скорбящий не заговорит. По окончании шив-а начинается шлошим – еще 23 дня траура, в ходе которых на скорбящих все еще наложены многочисленные ограничения, но менее суровые. При этом траур по отцу или матери продолжается не один месяц, а двенадцать, в ходе которых скорбящие не бреются и не стригутся, не принимают участия в свадьбах, и не приветствуются словом “шалом”.
В годовщину со дня смерти наступает йом а-зикарон – день памяти. В этот день принято зажигать свечу и учить главы из Мишны (письменный текст, содержащий в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма) ради возвышения души умершего, а также молиться на могиле отца и матери.