Канопы: мумификация тел
Никакая другая древняя цивилизация не уделяла столько внимания умершему, как египетская. Все мы наслышаны про длительный процесс мумификации тел правителей и вельмож. Сохранение тела связано было с верой в загробное существование и привязанность души Ка к телесной оболочке. Считалось, что пока тлен не коснулся костей и плоти, духовная сущность скончавшегося всё ещё продолжает жить.
Мумификация трупов в Древнем Египте
Искусство бальзамирования появилось в Древнем Египте 4,5 тысячи лет назад. До этой поры тело умершего во времена баддарийской археологической культуры просто оборачивали в лоскуты льняной ткани и рогожи, пропитанные специальным составом. Получалось, что снаружи создавалась видимость телесной оболочки. Её даже раскрашивали, придавая схожесть с умершим. А внутри этой «скорлупы» мышцы и скелет со временем обращались в прах.
В качестве бальзамирующего вещества использовали:
Смолу. Тела таких мумий имеют зеленоватый оттенок и легко крошатся при касании. Только с помощью бинтов удаётся сохранить их настоящую форму.
Битум. Тела чёрные из-за его присутствия. Поскольку биту проникал глубоко в ткань, то порой учёные не могут определить, где плоть умершего, а где – бальзамирующее вещество.
Натровые соли. Внешне мумии схожи с мумифицированными останками средневековых монахов.
Мёд. Существует предание, что тело Александра Великого было мумифицировано именно таким образом.
Извлечение внутренних органов
Ещё в древности люди заметили, что внутренние органы разлагаются быстрее, чем мышцы и кости. Чтобы процесс мумификации прошёл должным образом, в первые же дни по смерти из трупа извлекали всё, что находилось в брюшине. Поскольку под телесной оболочкой воспринимались все органы, то и внутренние требовалось сохранять для существования духовой сущности. Их обрабатывали, помещали в отдельные сосуды и заливали бальзамирующим веществом. Только сердце, которое по поверьям должно было взвешиваться на Божественном Суде, вкладывалось обратно в брюшную полость.
Уложение в канопы
К какой бы эпохе не относились мумии, для внутренних органов всегда полагалось четыре ёмкости. Их по ошибке стали называть канопами с лёгкой руки антикваров Нового времени. Дело в том, что изначально сосуды с крышкой в форме головы были привезены из города Каноп близ Александрии. Там их производили как символы покровителя города – Канопа, одной из ипостасей верховного бога Осириса. Не разобравшись в чём разница между ёмкостями используемыми в бытовых целях и в погребальных, торговцы антиквариатом стали называть обе разновидности канопами.
Самыми старейшими канопами считаются принадлежавшие царице Хетепхерес I, сестра и жена фараона Снофру, мать фараона Хеопса. Пока не найдены более древние, считается, что именно с этих пор внутренние органы стали извлекать и располагать в отдельные четыре ёмкости при мумификации.
Разновидности каноп
Первые канопы представляли собой безымянные одинаковые сосуды с крышками. Вначале они были пузатыми, со скромной внешней отделкой. Уже к Новому царству они стали напоминать амфоры – вытянулись в высоту, основание стало зауженным, иногда у них даже появлялись ручки. В это же самое время на крышках стали изображать лик усопшего. Так, на всех канопах Тутанхамона можно увидеть четыре практически одинаковых скульптуры фараона.
В эпоху Рамессидов закрепилась традиция каждую канопу относить под покровительство одного из сыновей Гора, соответственно изображая их на крышках сосудов:
- Амсет (Имсет) с человеческой головой отвечал за печень,
- Хапи с головой павиана отвечал за лёгкие,
- Дуамутеф с головой шакала отвечал за желудок,
- Кебехсенуф с головой сокола отвечал за кишечник.
Позднее канопы стали заменяться на миниатюрные саркофаги, точь в точь такие же, как основной, где покоился умерший. Иногда органы после извлечения и мумификации просто укладывали в тканный мешочек и вновь размещали в брюшной полости скончавшегося. Примечательно, что и в этом случае использовались канопы, но они были пустыми и значительно мельче стандартных.
Размещение каноп
При погребении канопы могли быть размещены в погребальной камере двумя способами:
По углам четырёхугольной комнаты, с саркофагом по центру. Такое расположение предполагало поиск защиты у богов.
В специальном открытом сундучке на четыре канопы. Примечательно, что в этом случае на стенках сундучка изображали ещё и четырёх богинь египетского пантеона: Исиду и Мут, отвечавших за материнство, Нефтиду, покровительницу смерти, и Нейт, богиню войн и разрушений.
От каноп к урнам
Считается, что этруски переняли у египтян традицию складывать останки в канопы, только делали они это после обряда сожжения. То есть, современные урны для праха после кремации – это прототип древнеегипетских каноп.