Католические поминки
Сама по себе традиция поминовения усопших восходит своими корнями к древним дохристианским обрядам и встречается так или иначе почти у всех народов мира. Христианские поминки отличаются от многих прочих тем, что ставят акцент на духовное настроение присутствующих, а не на конкретные ритуалы. Это отражается и на том, как у христиан проводятся поминальные трапезы, и на том, как проходят посвященные поминовению усопших богослужения. В нашем материале мы расскажем о том, как поминают усопших верующие католики.
Поминальная трапеза
В католицизме поминки служат задаче восстановления физических и духовных сил скорбящих, а также задаче организовать родных и близких покойного для совместной молитвы за его душу. Поминальная трапеза при этом также предусмотрена, однако она до определенной степени отличается, например, от православной поминальной трапезы. Прежде всего следует отметить, что различаются уже сами дни поминовения: у православных это, как правило, третий, девятый и сороковой дни, а у католиков - третий, седьмой и тридцатый, а также к ним добавляется День Всех Святых, в который принято организовывать своего рода общие поминки для всех родственников, вне зависимости от того, когда они умерли. При этом нужно отметить, что под датами поминок здесь подразумеваются именно поминальные богослужения и совместные молитвы за душу умершего: католицизм не предусматривает специальных дат для организации поминальных трапез - их можно устраивать тогда, когда удобно близким покойного.
Какое-то специализированное меню поминального обеда у католиков не предусмотрено, что, опять же, отличает их от православных. Тем не менее, даже в отсутствии прямых предписаний некоторые неформальные традиции в этой сфере все же сложились: например, на третий и седьмой день католики скорее будут подавать на поминальный стол блюда из мяса, рыбы и овощей, а на тридцатый день там скорее окажутся пироги, сладости и т.д.
Речей на поминальной трапезе католики в большинстве своем не произносят - вся “официальная” часть прощания с покойным считается пройденной и закрытой по окончании публичного прощания с телом. За поминальным столом приветствуется неформальное общение, гости траурного мероприятия, как ожидается, будут в неформальной обстановке общаться с семьей, потерявшей родственника, и пытаться утешить их в меру своих сил.
Также важно отметить, что католическая церковь запрещает накрывать стол прямо на кладбище и предлагать алкоголь скорбящим - еще одно отличие от сложившихся в нашей стране православных обрядов, в ходе которых первый поминальный стол нередко накрывают прямо неподалеку от могилы. Католические же пастыри уверяют, что подобные действия никак не помогут душе усопшего, но разве что навредят душам еще живущих.
Католические поминальные богослужения
Основной богословский источник для католических поминок - это Геласианский сакраментарий восьмого века, т.е. созданный еще до великой схизмы и разделения церквей на Православную и Католическую. В Геласианском сакраментарии упомянутые три сакральные даты для католического поминовения.
- На 3-й день распятый на кресте Иисус Христос воскрес, как это следует из Евангелий.
- На протяжении 7 дней Иосиф горевал по своему умершему отцу Иакову - говорится в Книге Бытия (Ветхий Завет). Аналогичным образом, в Книге Сираха также упоминается период траура, который продлился 7 дней.
- После смерти Аарона и Моисея народ Израиля скорбел 30 дней.
Отсюда и берутся даты современного католического поминовения: 3, 7 и 30 дни. На протяжение нескольких веков в католических богослужебных книгах напрямую говорилось о том, что поминовение усопших нужно производить непременно в эти три дня. В современных версиях богослужебных книг четких дат уже не дается - напрямую упоминается лишь годовщина смерти. В поминальные дни, согласно традициям, католики должны посетить костёл и заказать поминальную мессу.
Как уже упоминалось выше, особняком стоит лишь День Всех Святых, празднуемый 2 ноября. В этот праздник принято поминать всех усопших, посещать кладбища и ухаживать за могилами, собирать за поминальной трапезой как можно больше родственников и предаваться воспоминаниям об ушедших близких. Этот праздник был создан декретом Одилона Клюнийского больше тысячи лет назад - в 998 году. В момент своего введение этот праздник должен был стать тем днем, когда все верующие католики молятся за умерших, чтобы помочь душам, находящимся в Чистилище, достичь рая. Поскольку из всех христианских деноминаций только католицизм признает существование Чистилища, этот праздник для католиков наделяется особой важностью, так как католики получают возможность повлиять на посмертное существование своих умерших близких.
Посещение кладбища в день Всех Святых регламентировано - хоть и не очень строго, особенно с учетом того, что некому следить за строгостью исполнения ритуала, кроме самого исполнителя. Католики по традиции делают четыре остановки на пути следования к погосту и одну – после того, как покинули кладбище. При каждой остановке верующие молятся святым, дабы те дали своё заступничество умершим. Большинство католиков в этот день также приносят к могилам новые цветы и обновляют памятники.
Особые ограничения
В современном мире католики преимущественно сами решают, как долго им пребывать в трауре, однако наиболее распространен обычай пребывать в трауре от полугода до года в случае смерти ближайшего родственника - например, супруга или родителя. В состоянии траура человек сам накладывает на себя ряд ограничений: в частности, носит одежды темных тонов, воздерживается от шумных застолий, не посещает увеселительных мероприятий, не ищет романтических знакомств. Тем более в этот период крайне нежелательно устраивать большие торжества - например, праздновать свадьбы. Единственные праздники, которые в состоянии траура католикам отмечать допустимо, - это Пасха и Рождество Христово, так как их богословский смысл состоит в победе жизни над смертью и в осмыслении сущности этих феноменов. На общение с родными и близким на данный период запретов и ограничений не накладывается: более того, поиск поддержки и опоры в друзьях и родных в период траура в каком-то смысле даже поощряется.