Сэппуку

16359
Время прочтения статьи - 21 минута 50 секунд

Японская культура по-своему смотрит на самоубийства. Если в христианской парадигме мира суицид рассматривался как один из тягчайших возможных грехов, то в стране Восходящего солнца издревле воспевали истории о доблестных самураях, которые предпочитали лишить себя жизни, чем запятнать свою честь или опозорить господина. Что из себя представляло самоубийство самурая?

Что такое сэппуку?

Сэппуку (досл. «вспарывать живот») иначе называемое харакири (досл. «живот/вспарывание») – это особая форма ритуального самоубийства, которая зародилась среди самураев средневековой Японии. В ходе этой сложной, многоэтапной церемонии, которая нередко совершалась в присутствии зрителей, самоубийца вонзал в живот короткий нож и вскрывал себе брюшную полость.

Смерть от потери крови могла быть долгой и мучительной – а потому традиционно самоубийце «ассистировал» секундант или кайсяку. После того, как самурай разрезал себе живот, кайсяку должен был одним ударом меча отрубить ему голову, избавив умирающего от дальнейших страданий.

Зачем самураи лишали себя жизни?

«Путь самурая обретается в смерти. Когда для выбора имеются два пути, существует лишь быстрый и единственный выход — смерть <...> Если, укрепляя своё сердце решимостью каждое утро и каждый вечер, человек сможет жить так, словно тело его уже умерло, путь будет для него свободен». (в пер. А. Боченкова)

Приведенные выше строки из Хагакурэ, своеобразного практического и духовного руководства воина, написанного самураем Ямамото Цунетомо, как нельзя лучше описывают отношение японский рыцарей к смерти. Самурайский кодекс требовал беспрекословной верности сюзерену, и смерть в бою за его честь считалось наиболее почетной. Самоубийство путем харакири в этом контексте рассматривалось как проявление не страха, но высочайшего мужества: воин не бежал от гибели, жертвуя своим долгом и принципами, но оставался верен себе и своему господину, гордо встречая ее на собственных условиях.

Для самурая сеппуку было одновременно и единственной достойной альтернативой плену, и методом искупления позора за поражение в бою, и выражением абсолютной верности сюзерену. Самоубийство самурая вслед за смертью господина, именуемое также "оибара", или "цуйфуку", на протяжении многих столетий оставалось хорошо известной и поощряемой японцами даже за пределами самурайского сословиями традицией. Поводом для совершения харакири ("канши") мог стать и протест воина против действий феодала: в таком случае он надрезал себе живот, перевязывал его и затем обращался к даймё с речью, в которой выражал свое с ним несогласие, после чего сдергивал повязку, демонстрируя тому смертельную рану.

С XV-XVI веков харакири стало в основном применяться как высшая форма наказания самурая за особо тяжкие преступления, включая государственные измены, убийства, изнасилования, грабежи или коррупцию. Преступнику оглашали приговор и давали определенное время на то, чтобы забрать свою жизнь. Если тот отказывался совершать сэппуку, самурая казнили насильственно на церемонии аналогичной ритуальному самоубийству: в таком случае вместо ножа перед осужденным клали веер. В зависимости от тяжести преступления государство могло также изъять часть имущества семьи провинившегося самурая, лишить его родственников званий или даже казнить их.

Как совершался ритуал?

Свод правил сэппуку складывался на протяжении нескольких столетий, и долгое время существовал только в общих чертах. Классическая многоступенчатая и крайне ритуализованная церемония харакири сформировалась только в эпоху Эдо, когда этот обряд стал применяться в качестве высшей меры наказания и был закреплен на законодательном уровне. В это время повсеместным стало присутствие на церемонии (обязательным, если она назначена судом) кайсяку. Как правило кайсяку выбирался из числа близких друзей или родственников самурая, но осужденному государство могло назначить ассистента самостоятельно. Главным фактором при выборе были навыки владения мечом потенциального секунданта – от них зависело то, насколько гладко и чисто пройдет обряд.

Перед церемонией самурай принимал холодную ванну, одевался в траурное белое кимоно и в последний раз принимал свою любимую пищу. После того как он садился в позу "сейдза" (традиционный японский способ сидения на коленях), перед ним ставили деревянный столик санбо, на который были помещены несколько листов бумаги, письменные принадлежности, чашка сакэ и меч для сэппуку – танто. Самоубийца записывал на бумаге короткое предсмертное стихотворение, распахивал кимоно и брал в руки клинок. Он наклонял голову вперед и вонзал танто в левую нижнюю часть живота, делая надрез слева направо. В этот момент кайсяку ударом меча перерубал самураю шею таким образом, чтобы голова повисла на куске кожи.

Если совершающий сэппуку самурай был слишком юн или слаб, чтобы самостоятельно вспороть себе живот, ему достаточно было символически коснуться танто или положенного вместо него веера, выражая таким образом решимость расстаться с жизнью. Подобным образом зачастую происходили и официально назначенные церемонии – в большинстве случаев кайсяку отрубал осужденному голову, не дожидаясь момента, когда тот вонзит в себя кинжал.

В чем разница между сэппуку и харакири?

Между словами сэппуку и харакири разница весьма формальна, поскольку, по сути, это одно и тоже слово, но написанное и прочитанное двумя разными способами. Иероглифы, пришедшие в японский язык из китайского, имеют два чтения: китайско-японское (онъёми) и японское (кунъёми). По правилам «онного» произношения это слово читается "sep-puku" от средневеково-китайского корня "tset" – резать, и "fuku" – «живот, брюшная полость». По правилам «кунного» – "hara-kiri" от японского "hara" – живот, кишки, и «kiri» - резать.

Когда и почему запретили сэппуку?

Реставрация Мейдзи 1868 – 1889 годов положила конец самурайскому сословию. После поражения правившего до этого Японией сёгуната Токугара, в стране начались массовые реформы. Даймё были отстранены от власти, их совет заменен централизированным имперским правительством, а их владения национализированы и превращены в префектуры. Введение общей воинской повинности положило конец монополии самураев на военную службу и лишило цели существования весь социальный класс. Последний удар исчезающему сословию нанес запрет ношения мечей - с ним самураи не только лишились главного символа своей власти, но также основного способа защиты от гнева простолюдинов, уставших от самурайского произвола.

Вместе с самураями в прошлое ушло и официальное сэппуку: в 1873 году эта мера наказания была упразднена. Несмотря на исчезновение самурайского сословия и запрет казни путем харакири среди военных и политиков обычай добровольного сэппуку продолжал существовать как минимум до окончания Второй Мировой войны. Последнее громкое «самоубийство самурая» совершил писатель Юкио Мисима после неудачной попытки государственного переворота в 1970 году.

Легенды о самураях

Первый документально подтвержденный обряд сэппуку был совершен в 1180 году японским поэтом и военачальником Минамото-но Ёримаса во время сражения при Удзи, положившего начало войне Гэмпэй. Ёримаса с небольшим отрядом солдат сопровождал в Нару мятежного принца Мотихито, выступившего против трехлетнего императора-марионетки Антоку и стоящего за ним Тайра Киёмори. Однако добраться до города, где их ждало подкрепление, бунтовщикам не удалось – когда они остановились на привал в монастыре Бёдо-ин на берегу реки Удзи, их настигли значительно превосходящие силы Тайра. Исход битвы был предрешен. Отряд Минамото был разгромлен, а сам Ёримаса, раненный в бою, предпочел самоубийство смерти от рук врага. Перед тем, как вспороть себе живот, он написал на обратной стороне боевого веера предсмертное стихотворение:

«Бревно, что гниет под землей,
Не цветет и не плодоносит.
И моя бесплодная жизнь
Вот так же печальна».
(В пер. О. А. Чигиринской)

По легенде, после того как тот совершил сэппуку, один из слуг отрубил голову мертвому Минамото-но Ёримаса и с камнями затопил ее на дне Удзи, чтобы солдаты Тайра не смогли забрать ее с собой как трофей, тем самым осквернив тело военачальника.

История 47 ронинов – самое популярное в Японии народное сказание о самураях, которое вдохновило множество писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, художников и музыкантов не только в стране Заходящего Солнца, но и за ее приделами. По легенде, даймё Асано Наганори из Ако оказывается приговорен к сэппуку за нападение на Киру Есинаку, придворного двора сёгуна, который оскорблениями и издевками задел его честь, спровоцировав сам конфликт. Оставшиеся без хозяина самураи - уже ронины - клянутся отомстить придворному, зная, что сегун приговорит их к смерти за нападение на приближенного. Исполнив свой план, они относят голову убитого дворянина на могилу своего господина, после чего вместе совершают обряд ритуального самоубийства.

Вопросы и ответы

Зачем самураи разрезали себе живот?

Обряд сэппуку связан с верой древних японцев в то, что душа человека хранится у него в животе. Разрезая брюшную полость, самурай как бы показывал миру чистоту и достоинство своей души.

Совершали ли сэппуку женщины?

Женщин из самурайского сословия с детства обучали как правильно забрать собственную жизнь. Традиционно жены погибших в бою самураев сами совершали сэппуку, чтобы не достаться врагу.

Почему кайсяку при обезглавливании самурая оставлял прослойку кожи?

Удар кайсяку должен был перерубить шейные позвонки, добив истекающего кровью самурая, но оставить голову висеть на куске коже, чтобы полуотрубленная голова аккуратно упала на грудь воина вместо того, чтобы некрасиво покатиться по полу и забрызгать кровью присутствующих. Подобное означало несмываемый позор для самого кайсяку и всего его рода.

21 февраля 2023
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок